Сюжеты · Политика

В камеру или в Раду?

Надежда Савченко — на свободе и до следующего заседания суда намерена выполнять депутатские обязанности

Ольга Мусафирова , собкор в Киеве
Надежда Савченко в суде. Фото: Zuma/TASS
Народному депутату, Герою Украины Надежде Савченко и главе «Офицерского корпуса» Владимиру Рубану, которые находились под стражей с марта 2018 года по обвинению в терроризме, а именно – в подготовке нападения на Верховную Раду, изменили меру пресечения. Броварской районный суд Киевской области, где рассматривается дело, принял такое решение глубокой ночью. Срок содержания под стражей истек, изучить ходатайство прокуратуры о его продлении вовремя не успели — такова официальная версия.
Дело Савченко-Рубана успело хорошо «погулять» по судам. Вначале слушания шли в Славянске, потом в Чернигове, затем в двух районных судах столицы. И вот решением очередной апелляционной инстанции дело переместилось в Бровары. Освобождение из-под стражи не означает, конечно, что Савченко и Рубана признали невиновными. Следующее заседание назначено на 7 мая. Но на него оба обвиняемых придут не под конвоем, а как законопослушные граждане — каждый из своего дома.
Одним из первых о таком повороте событий сообщил на своей странице в Фейсбуке житель Вены Андрей Портнов, видный юрист из ближайшего окружения Януковича: «На прошлой неделе я опубликовал пост, что при правильной работе адвокатов Савченко и Рубан уже в понедельник могут быть освобождены. И вот они освобождены. Хорошая работа. Well done». С некоторых пор беженец Портнов не скрывает торжества, ждет проигрыша Порошенко на выборах и пытается шутить в стилистике «95-квартала» — где, мол, будем строить фильтрационные лагеря для «порохоботов»? Видимо, собирается вскоре вернуться в Киев.
Генпрокурор Украины Юрий Луценко отреагировал на изменение меры пресечения Савченко и Рубану словами: «Судебная система тяжко больна».
И это также можно расценить как заявление с политическим подтекстом. Накануне второго тура выборов решения по резонансным делам, связанным с терроризмом, «повисают» в ожидании? По мнению Луценко, у ГПУ достаточно доказательств вины фигурантов дела.
Напомню: следствие настаивало на том, что «тандем» планировал обстрел зданий в правительственном квартале столицы, убийство первых лиц государства и захват парламента. Кроме того, силовики взяли с поличным транспорт, которым глава «Офицерского корпуса» перевозил оружие с оккупированных территорий. Защита, в свою очередь, твердила о том, что доказательная база строится лишь на «эмоциональных разговорах» их клиентов. Ну, мало ли кто у себя на кухне брякнет о власти: «Пострелять бы всех до одного!» По ходу процесса постоянно менялись адвокаты, то выходили из процесса, то заходили в него снова — закон разрешает. Постоянные самоотводы по самым разным причинам заявляли судьи...
Известная телеведущая Наташа Влащенко записала в перерыве заседания в Броварском районном суде, что под Киевом, интервью с Надеждой Савченко.
— … Зеленский — та торпеда, которой могла стать Савченко в 2016-м году! — говорит Надежда в привычной наступательной манере.
И усмехается: представляет, мол, лица недругов, когда она снова войдет в Верховную Раду, на свое рабочее место, — а она собирается это сделать уже на следующей пленарной неделе.
Не скрывает, что обижена на журналистов, которые «не разбираются в людях — сегодня я для них герой, а завтра — враг Украины, рука Москвы». Благодарит тех, кто продолжал в нее верить. Уверена, что попала «в переплет» исключительно по политическим мотивам:
— Два года назад, в 2016-м, когда я вернулась из российской тюрьмы, я начала исправлять подмены понятий. Например, называть войну войной, а не конфликтом. Стала говорить, что не может быть никакого особого статуса для Донбасса по Минским соглашениям, а статус должен быть равноценным для всей Украины — назовите его хотя бы глубокой централизацией или как-то по-другому. Я зарегистрировала изменения в концепции политической системы в Украине, именно политической! И это очень не понравилось.
По словам Савченко, ей не страшно было по личной инициативе поехать в Россию, на суд к политзаключенным Карпюку и Клыху, в Минск, «на переговоры с ополченцами или, этими самыми, как их называют, боевиками «ДНР» — «ЛНР» или в Макеевку, в колонию, чтобы провести верификацию украинских граждан.
— Мы с Рубаном занимались делом, а не трепали языком. Вот нас и закрыли. Не происходят обмены пленными. Пока Рубан сидит — «Офицерский корпус» не может работать. Все потому, что СБУ хотело устроить для Банковой (улица, на которой находится здание администрации президента Украины, —О.М.) политический пиар… Я очень рада, что до людей начинает доходить: должны быть референдумы. Избрание судей, прокуроров, руководителей полиции, — это и есть смена политической системы. Прекратили обмены пленных только для того, чтобы дать славу Порошенко! Он сейчас просит прощения за свои ошибки, а завтра, если ничего не изменится, будет бросать народ под танки и танки на людей…
По духу текст очень похож на заявления, которые делает Виктор Медведчук.
Кум Путина возглавляет политсовет партии «За життя», которая слилась с «Оппозиционной платформой», что, впрочем, ничем не помогло их выдвиженцу, Александру Вилкулу, в первом туре президентских выборов.
О нынешнем составе парламента Савченко отзывается категорично:
— Понимаю, что законы, которые там сейчас будут принимать — агония Петра Порошенко. Надо противодействовать. Эта Рада будет заменена новой, более мудрой, и все у нас пойдет.
Собирается осенью на выборы и Надежда, чтобы окончательно, по ее выражению, избавить власть от «старья». Вариант, при котором приговор по статье может быть обвинительным, а срок — не условным, она, кажется, даже не рассматривает.