Право на мирный протест, привычное и естественное для активной части украинского общества, может быть ограничено. Кем? Другой активной частью этого общества. Власти ничего не останется, как поддержать протест против протеста. Когда до президентских выборов — год, и война на Донбассе, выросшая из российской агрессии, продолжается, любая политическая афера, не говоря уже о спланированной провокации, несет опасность, сравнимую с ударом в спину.
«Кремлю нужны не отдельные куски, а Украина целиком, Украина с уничтоженной государственностью. Следите внимательно — «консервы» (так на сленге называют законспирированных агентов влияния вражьего стана) начинают досрочно взрываться!» — предупреждают граждан. Правда в таких словах, конечно, присутствует. Не только при Януковиче «консервы» заседали в правительстве, носили большие звезды на погонах, создавали телеканалы и партии, в том числе, националистического толка. Только законченный идеалист готов поверить, что Майдан вымел их и создал реальность, где все живут по-новому. С другой стороны, видеть в каждом оппозиционере коварного врага, агента Кремля — тоже не вариант для демократической страны.
Но, говорят, эти самые «консервы» ужасно изобретательны! Они даже ненависть к коррупционерам способны использовать «втемную», чтобы убедить своих сторонников в необходимости свержения власти немедленно. Случайные жертвы? Тогда режиму тем более не спастись! А дальше — чистый лист истории…
После того как Саакашвили со скандалом вытолкали в Польшу, а палаточный городок под Радой жестко зачистили, «фактор Миши» как дестабилизирующего начала сошел на нет. В публичной плоскости о нем вообще не вспоминают. Хотя Саакашвили обещали судить и доказать: руки этого пассионария осквернены деньгами олигарха Курченко, спонсора раскрытого заговора. Часть грузинских соратников Михаила тоже депортирована, другие, вроде Севериона Дангадзе, — в СИЗО. Украинские политики из «Руха новых сил» после обвинений в подготовке вооруженного переворота избегают выводить народ на площади, хотя собирали многолюдные митинги. Ярлык «консервы» прилипнет — не отодрать.
Сразу после Саакашвили обезвредили Надежду Савченко. Сейчас она продолжает находиться в центре внимания прессы, но интерес слабеет. Савченко возглавляет партию имени себя, скорее «бумажную», чем реальную, поскольку акции солидарности с лидером не проходят. Пока непонятно, обнаружит ли следствие связь между преступными намерениями двух известных персон и кого еще из организаторов путча в Киеве и потенциальных исполнителей терактов, задержит в развитие сюжета СБУ. Президент Порошенко не удержался, поставил правосудие в недвусмысленную позу — поздравил спецслужбы с двумя профессиональными успехами, достойными учебников разведки. Вначале высказался по поводу Саакашвили (цитирую): «блестяще раскрыта и легально задокументирована связь «лагеря протеста» с малороссийской политической эмиграцией в РФ, которая сидит под колпаком ФСБ…» Затем о Савченко: «мастерское разоблачение вражьего логова, где готовили масштабные теракты с многочисленными жертвами».
Но в истории Савченко хватает и частных вопросов.
Что это было в суде?
Несколько общенациональных электронных СМИ и телеканалов сообщили о том, что Надежду освободили в зале суда, когда следственный судья еще не закончил оглашать постановление об избрании меры пресечения. Новость на лету подхватили и разнесли российские информационные агентства. Спустя полчаса пришлось просить прощения у читателей и зрителей за дезинформацию. Многие так ничего и не поняли: кто же ошибся, судья или журналисты?
Действительно, в тексте прозвучало: «Признать отсутствие оснований для задержания Савченко Н.В. и освободить ее в зале суда». В этом месте группа поддержки Надежды захлопала, хотя надо было внимательно слушать резюме: «Ходатайство следователя… о применении меры пресечения в виде содержания под стражей к Савченко — применить».
Вот какой тяжеловесный перечень статей предъявила прокуратура Герою Украины: ч. 1 ст. 109 (действия, направленные на насильственное изменение или свержение конституционного строя либо на захват государственной власти), ч. 1 ст. 14 (подготовка к преступлению), ч. 2 ст. 28 (совершение преступления группой лиц, группой лиц по предварительному сговору, организованной группой либо преступной организацией), ст. 112 (посягательство на жизнь государственного либо общественного деятеля), ч. 3 ст. 258 (террористический акт), ч. 1 ст. 258-3 (создание террористической группы или террористической организации), ч. 2 ст. 28 и ч. 1 ст. 263 УК Украины (незаконное обращение с оружием, боеприпасами или взрывчатыми веществами).
Но, как известно, Надежду взяли не с поличным на месте преступления, не в момент совершения террористического акта, не с гранатометом на плече под Радой, а на рабочем месте, в зале заседаний парламента, где депутаты голосовали за возможность привлечения Савченко к уголовной ответственности. Следователь даже разрешил Наде прогуляться пешком до здания СБУ в Аскольдовом переулке.
После допроса депутату дали возможность обратиться к прессе, ожидавшей развязки, и… увели в изолятор, на ночлег, чтобы наутро, в наручниках, доставить в суд.
Мне неизвестно, защита ли успела подготовить Надю к первому выступлению, задающему тональность процессу, либо она сама, человек с хорошо развитой интуицией, выбрала формат — не меняя наступательной риторики, несколько раз напомнить: «В правовом государстве за слова не судят!» Адвокат Виктор Чевгуз (который также продолжает защиту россиянина Виктора Агеева в Луганском апелляционном суде) увидел в «отсутствии оснований для задержания» фактическое признание следственным судьей противоправных действий прокуратуры. «В Уголовно-процессуальном кодексе такая ситуация не выписана. Потому судья отреагировал на незаконность задержания и рассмотрел по сути ходатайство следователя. Точку поставит ЕСПЧ — обяжет Украину расписать указанную ситуацию в законе и пути ее разрешения. Но незаконное задержание повлекло за собой незаконный арест! Суд должен был обеспечить человеку свободу!», — объяснил коллизию Виктор Степанович на своей странице в фейсбуке. Согласие Рады на привлечение народного депутата к уголовной ответственности, задержание и арест совершенно не отменяют общей неприкосновенности, которая есть у каждого гражданина страны, согласно ст. 5 Европейской конвенции, ст. 29 Конституции и ст. 208 УПК Украины.
С Виктором Чевгузом, напомню, в 2014-м подписывала договор о защите Надежды в российском суде ее мама, Мария Ивановна Савченко. Некоторое время он занимался делом в партнерстве с Фейгиным, Новиковым и Полозовым. Второй адвокат, Дмитрий Бугай (в прошлом — главный юрист младоолигарха Сергея Курченко, сейчас — глава Киевской городской организации «Общественно-политической платформы Надежды Савченко») иронизирует: Украине надо принять норму, аналогичную эсэсэровской 70-й статье УК «Антисоветская агитация и пропаганда». «И не будем больше напрягаться, чтобы закрыть людей за «плохую» агитацию!»
Защитники намерены добиться, как минимум, пересмотра меры пресечения на период следствия. Как максимум — с помощью Европейского суда по правам человека доказать сугубо политический характер уголовного дела. Подали жалобу в Апелляционный суд, ее рассмотрение ожидается на днях. То, что задержание Савченко произошло с нарушением законодательства Украины, подтвердила и новоназначенная по квоте «Народного фронта» омбудсмен Людмила Денисова, которая посетила Надежду в камере и пообещала держать ситуацию под контролем. Тем более что арестованная объявила бессрочную голодовку.
Она психически не здорова?
Положа руку на сердце, многие политики производят впечатление психопатов. Такое заболевание называется популизмом. Оно протекает исключительно в открытой и острой форме.
Поддержите
нашу работу!
Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ
Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68
К Надежде, попавшей из плена сразу в Раду, внимание было не просто повышенным — скорее, беспардонным. Вот сняла туфли прямо в зале и «чешет» босиком по ковровой дорожке к трибуне, — отличный кадр! Вот курит, по-пацански присев на бордюр, и материт за что-то помощников, — круто! Вот нарядилась в смешную шапку, вот чуть не уснула на заседании комитета по вопросам нацбезопасности, якобы регулярно выпивает, а с «бодуна» — не подходи, убьет, и тому подобное. Путь от безусловной героини, собирательного образа борющейся Украины, до бунтаря-одиночки с амбициями и «заскоками» оказался недолгим: «Украинцы, вы хотите, чтобы я стала президентом?! Я согласна». Смыслы того, что предлагала Савченко, начали анализировать не сразу.
Хоть она выдавала один простой рецепт за другим: «Не нужны Минские договоренности. Выйти на прямую связь с «ДНР» и «ЛНР», с господами Захарченко и Плотницким, пусть позиционируются как народные депутаты… С меня корона не упадет, я готова с ними говорить. Давайте просто улыбнемся друг другу, и у нас все получится!» После сводок из АТО с числом жертв и разрушений, эти бесхитростные слова западали в память. Савченко часто звали в эфиры и на ток-шоу, а телеканал News One, чей владелец, бывший «регионал», ныне внефракционный депутат – харьковчанин Мураев, практически не уступает кремлевским рупорам в поношении Майдана и «хунты», выделил ей время в прайм-тайме для авторской программы-проповеди «Субъективные итоги с Надеждой Савченко».
Но вернемся к теме здоровья. Юлия Тимошенко, которая в день роковых голосований «по Наде» элегантно отсутствовала на рабочем месте, высказалась о бывшем «первом номере» списка «Батькивщины» на парламентских выборах 2015-го. Партия поставила на «пленницу Кремля» и не проиграла: весь мир впрягся, вытянул. И рейтинг партии тоже. «Когда Надежда вернулась домой, пережив колоссальные стрессы, издевательства, голодание, надругательства, в том числе, страх… Надо было настаивать на долгой психологической реабилитации. Как человека, мне ее безумно жаль. Просто оказалась не на своем месте в жизни», — вздохнула Юлия Владимировна, предваряя возможные претензии: кто должен разделить ответственность?
Куда более определенно и грубо сформулировал задачу депутат Антон Геращенко, между прочим, член Коллегии МВД. «Ей надо после того, как мы дадим согласие на задержание и арест, провести принудительную психиатрическую экспертизу. Если экспертиза покажет, что Надежда Савченко невменяемая, то она должна быть изолирована от общества и находиться в психиатрической больнице». С Геращенко солидарен Сергей Пашинский, глава профильного комитета по нацбезопасности, куда входила Савченко. По его мнению, первым действием следователя должно быть постановление о психиатрической экспертизе: «Этому человеку нужна помощь. Нельзя ее судить в таком состоянии…» Генпрокурор Юрий Луценко тоже дал понять: «У Нади — проблемы с головой, без врачей ясно!»
Не обойдусь без ремарки. В прошлом году Рада внесла принципиальные правки в закон Украины «О психиатрической помощи». Право на альтернативную экспертизу у любого независимого специалиста, возможность оспорить через суд применение принудительных психиатрических мер, невозможность принудительной госпитализации в специализированное учреждение лица, лишенного дееспособности — неполный список статей, лишивших психиатрию карательных функций. «Жаль, что депутаты только пишут законы, но не читают их!» — заметил в контексте Семен Глузман, президент Ассоциации психиатров Украины, известный правозащитник, диссидент с опытом советских лагерей. И объяснил: для назначения психиатрической экспертизы следователь должен вынести постановление, суд — принять решение, существует целая процедура. Насильно же поместить в больницу можно в двух случаях: человек опасен для себя или для окружающих. «Но опасен не потому, что может выдать государственную тайну, а что может покусать прохожих на улице!» Глузман не впервые называет Савченко адекватной. «Она особенный человек, радикальная женщина, она сформирована армией с 17 лет. Но все мы особенные люди! У меня нет оснований считать, что она больна», — цитирует врача и правозащитника интернет-издание «Обозреватель».
Кстати, в октябре 2014 года, во время суда в РФ, Надежде Савченко, обвиняемой в тяжком преступлении, уже назначали стационарную психиатрическую экспертизу в институте Сербского. В Басманном суде решили: раз вызвалась служить в миротворческой миссии в Ираке, где участвовала в боевых действиях, а потом решила воевать добровольцем на Донбассе, то внутренняя агрессия у женщины-националистки зашкаливает.
Медицинские документы Нади — чуть не с момента рождения, не было ли травмы головы или асфиксии, — собирал адвокат Виктор Чевгуз. Минобороны Украины быстро предоставило весь пакет о полном психическом здоровье Савченко, узницы Кремля. Виктор Степанович запасся характеристиками своей подзащитной из школы, из военного вуза, с места жительства, на любой случай жизни. Все они замечательные и пока не устарели. Так что сделать из Надежды «невменяшку» вряд ли получится.
Она завербована ФСБ?
«Новая» подробно писала о том, как на Донбассе, на линии разграничения, был задержан с грузом контрабандного оружия Владимир Рубан, глава Центра по освобождению военнопленных «Офицерский корпус». После ареста Рубана Надежда, не раз ездившая с ним на пару, вопреки возражениям спецслужб, на оккупированные территории, попыталась, как депутат, взять коллегу на поруки. Савченко не позволили сделать это по формальной причине. На следующий день она улетела в Страсбург. Как рассказала журналистам по телефону, «не только на сессию ПАСЕ, но и чтобы дать нашим европейским партнерам показания против коррупции Порошенко, и о политических преследованиях».
Депутат Рады Владимир Арьев, который сейчас выполняет функции вице-президента ПАСЕ, возразил: Надежды нет в составе украинской делегации, да и сессия начнется лишь в конце апреля. Надя перепутала ПАСЕ с Европарламентом. Экс-комбат, замглавы фракции «Народного фронта» Андрей Тетерук выразил уверенность: Савченко сбежала в Россию, упустили! Другие информированные коллеги поправили: не в Россию, а в Испанию! Кураторы из ФСБ все время меняют места встреч с завербованными — то на Донбассе назначат, то в Мадриде… Ее возвращение в Киев несколько обескуражило оппонентов. Но «консервы» же не дураки готовят, — был сделан вывод. Не взорвать Раду, так испортить имидж Украины, которая бросает за решетку своего же Героя, живую легенду, осмелившуюся выступить против братоубийственной войны и лично Порошенко! При этом целый «куст» депутатов Оппоблока голосовал против привлечения Надежды к ответственности по суду. Такую заботу о политических недругах они не проявляли прежде никогда.
Вновь пресса стала «шерстить» биографию Савченко, пытаясь найти то, что пропустила. Ближе всех к истине, на мой взгляд, оказался известный журналист и блогер Денис Казанский, в начале войны покинувший родной Донецк под угрозой расправы от «сторонников федерализации Украины». Правда, находке уже год, а сам телесюжет с юной Надей снят в 2006-м, под Харьковом, на слете некого движения СВИМ (Система военизированных игр молодежи). Ультраправая, по внешним признакам организация, только имитировала украинских скаутов, а содержалась на деньги СДПУ(о), объединенных социал-демократов, ныне почти забытой партии Виктора Медведчука.
«Получается, что партия Медведчука и (нынешний) депутат от Оппозиционного блока, харьковчанин Игорь Шурма в 2004-м создали и до сих пор продолжают финансировать движение, которое сами же называют «фашистским», — писал Казанский. «Кайф, правда? С одной стороны, ты вопишь из каждого утюга об «угрозе фашизма» и «кровавых бандеровцах», угрожаешь Донбассу автобусами «Правого сектора» (организация, запрещенная в РФ), а с другой, сам создаешь и поддерживаешь «бандеровцев», которые проводят тренировки молодежи». Казанский тоже задается вопросами — случайно ли Надежда попала в «тусовку» Медведчука, с которым, как утверждает, лично незнакома, соответствует ли действительности информация о связи ее политического проекта с кумом Путина?
Медведчука по-прежнему взять не за что. Он остается единственной палочкой-выручалочкой для пленных.
Ставка на вооруженный мятеж в Киеве выглядит бредом лишь на первый взгляд. «Вот вернутся наши ребята с фронта и наведут в стране порядок!» — эти слова повторяли столько раз и по стольким поводам, что сама идея перестала казаться ужасной. А тут и Надя с горячечным блеском в глазах…
…Когда она голодала в российской тюрьме, депутаты местного совета города Ватутино Черкасской области поддержали предложение коллег от «Батькивщины» — в рамках декоммунизации переименовать площадь Ленина в площадь Надежды Савченко! Но косная мэрия встала на дыбы: законодательство, мол, запрещает называть объекты топонимики в честь живых людей. Целый год спорили юристы, и площадь все-таки переименовали. Она стала… Соборной.
Законодательство не ошибается. От живых людей всего ждать можно.
Поддержите
нашу работу!
Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ
Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68