Сюжеты · Политика

Роскомнадзор поиграет с «ядерной кнопкой»

Госдума наделила ведомство правом отключать рунет от мировой сети

Лилит Саркисян , корреспондентка отдела спецрепортажей
Фото: Интерпресс / ТАСС
Государственная дума приняла 16 апреля в третьем, окончательном чтении законопроект об «обеспечении безопасного и устойчивого функционирования» интернета в России, известный как закон о «суверенном интернете». В этот же день ровно год назад Роскомнадзор начал блокировку мессенджера Telegram за отказ предоставить российским спецслужбам ключи шифрования. Глава Роскомнадзора Александр Жаров успел сравнить новый закон о Рунете с ядерным оружием: «Это достаточно серьезное оружие, но я надеюсь, что как ядерное оружие, которое имеется у ряда стран, оно будет находиться в спящем состоянии». Разрастающиеся полномочия Жарова могут быть оспорены Минкомсвязью.
За ограждение российского сегмента интернета от Мировой сети проголосовали 307 депутатов, против — 68. Во время второго чтения 11 апреля голосовавших «против» было всего 15, и все они были представителями парламентской оппозиции. Однако и явка от фракций КПРФ, ЛДПР и «Справедливой России» была тогда крайне низкой — на пленарном заседании были только 2 депутата от ЛДПР, 3 — от СР и 12 коммунистов.
После того как Совет Федерации одобрит законопроект, а президент подпишет его, большая часть положений закона вступит в силу с 1 ноября 2019 года.
Законодательная инициатива, внесенная сенаторами Андреем Клишасом, Людмилой Боковой и депутатом Андреем Луговым в середине декабря прошлого года, спустя 4 месяца
прошла все чтения в нижней палате парламента без каких-либо общественных обсуждений и парламентских слушаний.
Итоги голосования по закону о суверенном рунете
«Единая Россия» голосовала единогласно (спикер Госдумы Вячеслав Володин смог отдать свой голос за нее, даже находясь в Саратовской области) — парламентская оппозиция, за редким исключением, выступила против.
Первоначальный текст закона с декабря 2018 года успел измениться — ко второму чтению в него внесли 37 поправок. В принятой редакции главным органом, контролирующим выполнение закона, будет Роскомнадзор, но ряд полномочий перешел к правительству: оно, например, должно составить перечень угроз, который будет служить обоснованием для применения закона.
Обновленный текст законопроекта предполагает создание национальной доменной системы, обязательное применение отечественной системы криптозащиты для государственных информационных систем, специальные учения для операторов связи и центр мониторинга и управления сетью связи общего пользования. При этом операторы связи освобождаются от ответственности, если не могут выполнить требования Роскомнадзора из-за технического сбоя.
Несмотря на большое количество поправок, выступавшие против парламентарии и эксперты утверждали, что смысл инициативы радикально не поменялся. Никаких экономических обоснований закона, выполнение которого может обойтись в 30 млрд рублей, законодатели не представили.
Сервера в росийскм IT-парке. Фото: РИА Новости
«Речь идет об освоении колоссального бюджета на невнятно и полуграмотно сформулированные нужды. Я доверяю тем профессионалам, которые опасаются того, что реализация этого смутного закона может снизить скорость соединения и привести к беспорядочным блокировкам», — объяснял «Новой» депутат Госдумы от КПРФ Сергей Шаргунов.
Большинство депутатов, выступавших против «суверенного Рунета», голосовали также и против других инициатив репрессивного «пакета Клишаса» — законов о «фейк ньюз» и о неуважении к власти.
— Ко второму чтению законопроект стал еще жестче с точки зрения ограничения информации, — сказал «Новой» депутат от КПРФ Алексей Куринный. — Появились новые обязанности для владельцев сетей, тех, кто контролирует точки обмена трафика, предоставлять соответствующую информацию в Роскомнадзор. Появились дополнительные затраты, возлагаемые на операторов связи. Суммы немаленькие: речь идет о десятках миллиардов рублей, которые, как я понимаю, лягут в основу очередного повышения тарифов на связь, фактически — на граждан.
Фракция КПРФ не призывала к консолидированному протестному голосованию, хотя решение не поддерживать инициативу было, рассказывают коммунисты. Не поддерживать проект решила и фракция ЛДПР, утверждает депутат Василий Власов: «У нас государству сейчас некуда деньги вложить? Есть здравоохранение, есть образование, а мы занимаемся интернетом. Если хотите заняться безопасностью, лучше усильте турникеты в метро».
Не поддержавшие закон об автономном интернете парламентарии считают его репрессивным и ограничивающим свободу слова и печати в России. «Я и наша фракция считаем, что самое главное [в этом законопроекте] — взять под контроль интернет, а значит, и свободные мысли нашего населения», — считает коммунист Вера Ганзя.
Митинг за свободный интернет в Москве. Фото: Влад Докшин / «Новая газета»
Об избыточных полномочиях Роскомнадзора сегодня высказался даже глава Минкомсвязи Константин Носков: он заявил о большом количестве жалоб на регуляторный орган от СМИ за придирки «для галочки», вроде ошибок в фамилиях редакторов или неправильной возрастной маркировки. Ранее министерство дало отрицательное заключение на законопроект об изоляции Рунета.
— Понятно, что формально это нарушение, но надо, конечно, исходить из того, что мы должны бороться с теми нарушениями, которые приносят вред, — заявил министр. — Мы должны прощать подобные непреднамеренные ошибки СМИ и оперативно их устранять вместе с самими изданиями в рабочем порядке.