Сегодня в Госдуме состоится третье чтение законопроекта о введении аукционов при распределении квот на вылов краба. В этом составе парламента еще не было документа, который проходил бы с таким скандалом и нарушением стандартной процедуры. Вот простая хронология. В понедельник, 1 апреля, проходит заседание профильного комитета по природным ресурсам (подробности — в № 36 «Новой»). Большинство депутатов жестко критикуют проект, однако через два дня он выносится на пленарное заседание и принимается в первом чтении голосами «Единой России».
В следующий понедельник для чего-то проводят парламентские слушания, предварив их еще одним заседанием комитета, где идет уже обсуждение поправок. На следующий день «Единая Россия» снова продавливает принятие закона во втором чтении, хотя все остальные фракции против, а председатель Государственной думы Вячеслав Володин ушел из зала прямо накануне обсуждения законопроекта. Проект принят с поправками, которые уже даже не ретушируют, а, напротив, подчеркивают, что он готовился в интересах не государства и отрасли, а вполне конкретных «новых игроков». Поправки позволяют им получить квоты не на 10 лет, как предполагалось, а сразу на 15, зато срок, в течение которого будет необходимо построить по инвестиционным соглашениям новые суда на российских верфях, растянулся теперь на целых 5 лет.
Председатель комитета природных ресурсов Николай Николаев, продвигая поправки, утверждал, что, по заверениям судостроителей (интересно, когда с ними-то успели посовещаться?), за три года реализовать инвестпроекты невозможно, а заставлять компании работать по схеме: сначала строить суда — потом ловить, «слишком жестоко». Как работается по такой схеме тем, кто ранее получал инвестиционные квоты и брал миллионные кредиты, депутата, очевидно, не волнует. Зато увеличение срока предоставления квот по новому закону до 15 лет интерпретировалось Николаевым как уравнивание новых участников рынка с «историческими» игроками.
Илья Шестаков, глава Росрыболовства, вдогонку заметил, что у компаний, сейчас существующих на рынке, перед новыми игроками масса преимуществ: «Они уже строят или достроили новые суда, у них уже налаженная система функционирования бизнеса и высокорентабельный доход, не только позволяющий, но скорее обязывающий оказывать поддержку и содействие соцпроектам своих регионов». Вот интересно, если система так хорошо работает, то зачем ее нужно ломать?
Главе Росрыболовства, кстати, пришлось отвечать на вопросы не только о законопроекте, но и о состоянии его собственного ведомства. Напомним, что недавно там прошла проверка Генеральной прокуратуры (подробности — в № 29 «Новой»). Как указал в представлении на имя министра сельского хозяйства первый замгенпрокурора Буксман, «выявленные нарушения федерального законодательства подрывают авторитет государства, наносят ущерб экономическим интересам страны». В комментариях журналистам Шестаков не согласился с позицией надзорного ведомства, сказав, что проверка «выявила мелкие недочеты. В основном это вопросы, связанные с обращениями граждан. По другим вопросам идут внутренние проверки».
Один из таких вопросов — конфликт интересов в деятельности замруководителя Росрыболовства Петра Савчука, который до перехода на госслужбу работал в Русской рыбопромышленной компании (РРПК) Глеба Франка — кстати, главного из числа тех «новых игроков», в интересах которых затеяно перераспределение квот на вылов краба. И после того, как Савчук стал чиновником, ряд дочерних компаний РРПК оказались вне сферы государственного надзора, то есть избежали каких-либо проверок со стороны Росрыболовства. По словам Шестакова, это нормально: «Указанные компании мы и не должны были проверять, поскольку они осуществляют вылов в исключительно экономической зоне и проверяются пограничной службой. Мы проверяем только тех, кто наносит ущерб водным биоресурсам во внутренних водоемах и территориальном море».
Ускользнул Шестаков и от прямого ответа на вопрос, ограничится ли передел рынка только добычей краба, или скоро будет внесен и законопроект о распределении на аукционах рыбных ресурсов: «Мы в правительстве уже высказали свою позицию против распространения аукционных квот на другие виды водного биоресурса. Чего вы еще от меня хотите? Даже если мы напишем сейчас в законе о вводимом моратории на изменение закона, то следующий проект будет начинаться со слов: «Отменяется мораторий на введение изменений». Это юридическая эквилибристика».
К чему приведет эта эквилибристика, журналистам недвусмысленно сказал Николай Николаев: «Хотя представитель правительства дал нам понять, что распространение аукционов дальше крабов не пойдет, нам нужно обсудить подход государства к распределению квот на иные виды водных биоресурсов». Ну конечно, ведь у новых игроков широкий круг интересов. Кстати, в финале пресс-подхода Николаев не выдержал и назвал всех своими именами: «Не захватят ли новые игроки рынок? Кого вы имеете в виду? «Русская рыбопромышленная компания», которая лоббирует законопроект? Не знаю, я с ними не общался».
То ли Николаев лукавил, то ли лоббирование на самом деле идет на более высоком уровне, недоступном даже главе профильного комитета Госдумы.
На парламентских слушаниях сторонники законопроекта не привели новых аргументов, мол, и без них все ясно. Один из оппонентов, не поменявших за неделю свою точку зрения, депутат от «Единой России», а в прошлом мэр Мурманска Алексей Веллер, жестко высказался уже о предложенных поправках: «Со мной сегодня случился культурологический шок. Всю прошлую неделю нам вбивали в головы цифру в 82 миллиарда за продажу квот на 10 лет. В среднем ежегодно бюджет будет пополняться на 8,2 миллиарда. Сегодня я услышал про 15 лет, соответственно, бюджет будет получать уже по 5,5 миллиарда. Я был уверен, что 8,2 больше, чем 5,5. До сегодняшнего утра!»
Заместитель руководителя Федеральной антимонопольной службы Андрей Цариковский продемонстрировал, откуда берутся аргументы в пользу передела рынка: «У меня есть записанный сюжет Первого канала, где всплывают эти десять портретов [представителей «крабовой мафии»]. И когда мы сталкиваемся с антимонопольными расследованиями, то выясняем, что все эти лица имеют двойное гражданство. В закрытом режиме я даже могу эту информацию доложить».
Закрытый показ сюжета Первого канала, конечно, мог бы стать гвоздем мероприятия, но это предложение вывело из себя гендиректора Северо-Западного рыбопромышленного консорциума Алексея Заплатина:
— С конца прошлого года мы с отвращением смотрим эти ролики Первого канала, ни мои партнеры, ни мои работники явно не заслужили тех оценок, которые им вынесли СМИ. У нашего консорциума пять бенефициаров, что странно, если на всю Россию их десять. Все они граждане России и за границу выезжают реже, чем рядовые сотрудники. На сегодня налоговые поступления от консорциума — 4,103 миллиарда ежегодно, из которых 2,803 — от крабового промысла. Недостаточная сумма? Так мы сами себе ее не можем придумать, ни поднять, ни убавить! Мы будем платить столько, сколько вы скажете. Пополнение бюджета за счет аукциона — полный абсурд. Зачем резать курочку, которая несет золотые яйца? Нас обвиняют в плохих условиях для рыбаков. По всем налоговым документам — средний заработок рыбаков — 800 тысяч. В месяц! Возможно, для некоторых депутатов или представителей правительства этого мало. На Северо-Западе флот абсолютно конкурентоспособен с ведущими рыбными державами — Исландией, Норвегией, Англией. Мы все понимаем, что происходит. Но не надо нас грязью поливать. Дайте справедливости!
Всем, кто побывал на двух заседаниях одного комитета с интервалом в неделю, действительно понятно, что происходит. Парламент фактически стал марионеткой в руках недобросовестных лоббистов, и даже те депутаты, которые отчетливо понимают, что своими руками создают риск социального взрыва сразу в нескольких регионах, не готовы бороться не только за справедливость, но даже за собственную репутацию.
Спасибо, теперь на почту вам будут приходить письма лично от редакторов «Новой»