Расследование Мюллера выявило попытки вмешательства России в выборы (уголовные обвинения офицерам ГУ ГШ и сотрудникам Агентства интернет исследований, которое связывают с Евгением Пригожиным) финансовые махинации, ложь Конгрессу и правоохранительным органам со стороны ряда ближайших соратников Трампа. Однако президент США вышел сухим из воды в главных вопросах, которые могли бы стать причиной для импичмента — сговор с Москвой и препятствование правосудию. Демократам предстоит сменить обитателя Белого дома привычным образом — победой на выборах в ноябре 2020 года. Рядовых американцев прежде всего волнует проблема здравоохранения, а не «суверенитет» и «атака на институты демократии».
Задействовав 2,8 тыс повесток, 500 ордеров на обыск и допросив 500 человек, Роберт Мюллер установил, что Трамп и сотрудники его предвыборного штаба не находились в сговоре с Кремлем, при этом он оставил вопрос о предъявлении обвинения в препятствовании правосудию Уильяму Барру, генеральному прокурору/министру юстиции. Он в свою очередь отказался выдвигать такое обвинения руководствуясь тем, что нельзя препятствовать правосудию покрывая несуществующее преступление. Хотя прецеденты были. Следует напомнить, что в 1999 году республиканцы объявили импичмент в Палате представителей Уильяму Клинтону ровно на том же основании – препятствование правосудию, но потерпели неудачу в следующем году в ходе судебных прений в Сенате. Следует напомнить, проводя аналогию с обычным процессом, Палата представителей выступает как прокурор и предъявляет обвинение (импичмент), а Сенат выступает в качестве суда и голосует за отстранение от власти. Нэнси Пелоси, спикер Палаты представителей, помня это урок, уже говорила, что не поддерживает импичмент Трампу.
Демократы готовятся победить Трампа на президентских выборах в следующем году. У него самый низкий рейтинг одобрения среди последних президентов. На третьем году президентства (январь-март 2019 года) он колеблется в районе 37-44%. У Обамы в аналогичный период рейтинг одобрения был 46-50%. У Джорджа Буша-мл. 57-63%. У Уильяма Клинтона — 42-49%.
Предвкушая легкую победу над непопулярным Трампом, к концу марта 16 человек участвуют гонке за номинацию на пост президента от демократической партии.
В тройке лидеров Джо Байден, бывший вице-президент, с 29,6%, Берни Сандерс, сенатор от Вермонта, с 24,2%, Камала Харрис, сенатор от Калифорнии, с 10%. Джо Байден обладает существенной поддержкой среди белого рабочего класса, проголосовавшего за Трампа в 2016 году, поэтому наблюдатели полагают, что у него весьма большие шансы заполучить номинацию от демократической партии на пост президента США. Участники кокусов и праймериз в США довольно часто голосуют стратегически, не за того, чьи взгляды разделяют, а за того, кто имеет больше всего шансов победить на общих выборах.
В конце марта Трамп преподнес очередной подарок демократам. Несмотря на возражения министра юстиции Уильяма Барра и министра здравоохранения Алекса Азара, он принял решение отказаться от защиты Закона 2010 года «О защите пациентов и доступном здравоохранении» в суде. Дело в том, что ряд прокуроров республиканских штатов подали иск в суд о признании закона неконституционным. В одном из федеральных судов в Техасе было принято решение удовлетворить иск. Сейчас дело находится в апелляционном суде, поскольку прокуроры из демократических штатов обжаловали вердикт. В итоге, иск наверняка, дойдет до Верховного суда США, где сейчас консерваторы имеют 5 мест из 9. Комментируя ситуацию, сенатор демократ от штата Гавайи Брайан Шатц заметил: «не было признаков, что мы собирались вести предвыборную кампанию на основе расследования Мюллера... мы искали способ поставить здравоохранение во главу угла, и они (республиканцы) сделали это для нас».
Республиканцы в Сенате крайне обеспокоены таким развитием событий, поскольку у них нет плана «замены» реформы Обамы. Даже когда они контролировали обе палаты, они не смогли законодательно отменить реформу здравоохранения, теперь же, в условиях «разделенного правительства» — это и вовсе невозможно.
Внезапная отмена реформы в судебном порядке лишит более 20 млн человек доступа к медицинским услугам.
Вопросы суверенитета и иностранной атаки на американскую демократию никогда не были в числе приоритетов граждан США. Напротив, здравоохранение, традиционно входит в тройку самых болезненных вопросов. После неудачной попытки отменить реформу Обамы в Конгрессе в 2017 году, демократам удалось вернуть себе Палату представителей, они находятся в хорошей позиции «защитников населения» в вопросе здравоохранения. Очередная атака Трампа дает возможность перевернуть страницу.
Сергей Костяев, преподаватель Университета Ратгерса, США
Спасибо, теперь на почту вам будут приходить письма лично от редакторов «Новой»