Почти два года (22 месяца) комиссия Мюллера, созданная минюстом США, расследовала возможные связи команды Дональда Трампа с Россией и влияние этих связей на президентские выборы в 2016 году. На спецпрокурора работали 19 юристов, которым помогали 40 агентов ФБР, а также аналитики и криминалисты. За прошедшие 22 месяца специальный прокурор выписал более 2800 судебных повесток, около 500 ордеров на обыск и опросил около 500 свидетелей. Не было только допроса Трампа, президент ответил на вопросы следствия письменно. Мюллер не решился послать повестку в Белый дом, потому что юристы президента заявили, что они в суде оспорят вызов на допрос — вплоть до высшей судебной инстанции, Верховного суда.
Пока доклад полностью читали лишь несколько человек. Все, что сейчас известно о его содержании широкой общественности, в том числе конгрессменам и журналистам, заключено в четырехстраничном письме генерального прокурора Уильяма Барра, направленном в воскресенье главам юридических комитетов обеих палат Конгресса: это всего лишь пересказ основных выводов доклада. Вокруг четырех страниц текста, принадлежащего перу генпрокурора, разгорелись ожесточенные споры: республиканцы и демократы трактуют их по-своему.
Нет сговора с Россией
Выходные дни генеральный прокурор (министр юстиции) Уильям Барр и его заместитель Род Розенстайн провели в стенах минюста, изучая доклад комиссии Мюллера. Основной вывод: комиссия не нашла доказательств сговора Дональда Трампа или организаторов его избирательной кампании с российскими властями с целью повлиять на итоги президентских выборов.
При этом российское вмешательство и «многочисленные предложения» помощи команде Трампа в докладе не ставятся под сомнение.
«Нет сговора, нет препятствий (правосудию), полное и тотальное освобождение от (юридической) ответственности. Сохраним Америку великой!» — написал в своем твиттере 45-й президент в воскресенье, как только было обнародовано письмо генпрокурора Барра в Конгресс. Пресс-секретарь Белого дома Сара Хакаби Сандерс также написала, что «выводы министерства юстиции являются полным оправданием президента Соединенных Штатов».
В Белом доме стали ждать хороших новостей с пятницы, когда благодаря утечкам стало известно, что комиссия Мюллера не будет выдвигать новых обвинений к уже имеющимся. Значит, не будет предъявлено обвинений Дональду Трампу-младшему и зятю президента Джареду Кушнеру, которые встречались с адвокатом Натальей Весельницкой и другими российскими представителями в нью-йоркской «башне Трампа». Российская сторона на этой встрече обещала предоставить компромат на Хиллари Клинтон. Значит, рассудили в Белом доме, дальнейшего развития «российского скандала» не предвидится. Напомню, что комиссия Мюллера предъявила более 200 обвинений 34 лицам и трем компаниям.
Было установлено, что у 16 человек, имевших отношение к президентской кампании Трампа, были разного рода контакты с россиянами. Шести из них предъявлены обвинения в лжесвидетельстве.
Экс-глава избирательного штаба Пол Манафорт получил 7,5 года тюрьмы — в основном за деятельность, относящуюся к годам, проведенным на Украине. Бывший адвокат Трампа и вице-президент The Trump Organization Майкл Коэн получил 3 года. Обвинения также были предъявлены замглавы избирательного штаба Рику Гейтсу, члену штаба Джорджу Пападопулосу, бывшему советнику Трампа Роджеру Стоуну, бывшему советнику по национальной безопасности Майклу Флинну.
Об этом «улове» Мюллера республиканцы сегодня вообще не вспоминают и утверждают, что миллионы долларов налогоплательщиков были выброшены на ветер. Юрист президента Руди Джулиани заявил, что «расследование не возникло из воздуха, надо разобраться, кто за ним стоял, кто за него платил и кто его разжигал». «Стыдно, что нашей стране пришлось пройти через это, если честно, стыдно, что вашему президенту пришлось пройти через это», — заявил Трамп журналистам в аэропорту Палм-Бич перед возвращением в Белый дом с уикенда, который он провел на принадлежащем ему флоридском курорте Мар-а-Лаго.
Признавая политическую победу президента, его оппоненты тем не менее отмечают: Трамп и его сторонники сознательно искажают то, о чем сообщил Конгрессу генпрокурор Барр, ссылаясь на доклад Мюллера.
В докладе специально отмечено, что президент не освобождается от ответственности.
По существу, для России ничего не изменилось, хотя федеральные телеканалы поспешили объявить: «гора родила мышь», «Трамп победил своих политических противников». Не доказан «сговор Трампа с Кремлем», но и республиканцы, и демократы верят выводам Мюллера о том, что российские власти (именно — власти) пытались влиять на выборы на стороне Трампа. Хакеры взломали компьютеры и электронную почту Демократической партии США и избирательного штаба кандидата в президенты Хиллари Клинтон, после чего распространили полученные материалы, в том числе через WikiLeaks. Обвинения по этому делу предъявлены Мюллером 12 «предполагаемым офицерам ГРУ». Еще 13 человек, включая Евгения Пригожина, обвиняются в распространении дезинформации с целью дискредитировать выборы и посеять вражду в американском обществе.
Оппонентов 45-го президента США по-прежнему интересуют мотивы его симпатии к Путину и публичных заявлений о том, что он скорей верит словам российского лидера, чем собственной разведке. Почему Трамп называл ложью утверждения о вмешательстве России в выборы и публично призывал российских хакеров найти пропавшую электронную переписку Хиллари Клинтон? Эти вопросы остаются без ответа.
Главное противоречие доклада
Препятствовал ли Трамп правосудию? Как утверждается в письме Барра, спецпрокурор Мюллер отказался дать этому собственную оценку, представив в докладе только информацию, как говорится, «за и против». Не Мюллер, а министр юстиции Барр и его заместитель Розенстайн сделали вывод: в докладе нет достаточных доказательств наличия у Трампа злого умысла. Нет препятствия правосудию — нет оснований для импичмента.
В связи с этим демократы в Конгрессе требуют от генпрокурора полной публикации доклада Мюллера. Срок — до 2 апреля. Впрочем, в Сенате попытка принять резолюцию, требующую публикации доклада, была блокирована лидером республиканского большинства Митчем Макконнеллом. Зато в палате представителей, где большинство у демократов, главы трех комитетов: юридического — Джерри Надлер, по разведке — Адам Шифф и по надзору — Элайджа Каммингс, призвали генпрокурора Барра выступить на слушаниях. Отдельно хотят вызвать в Конгресс Роберта Мюллера. Если потребуется, выпишут повестки.
Вывод Барра о невиновности Трампа в препятствии правосудию здесь не считают объективным.
Спикер палаты представителей Нэнси Пелоси и лидер демократов в Сенате Чак Шумер заявили, что письмо Барра «поднимает столько же вопросов, сколько дает ответов».
Учитывая, что Барр в прошлом публично высказывался негативно о расследовании, «он не является нейтральным наблюдателем и не может принимать объективные решения в отношении доклада», отмечают лидеры Демпартии. И еще — Барр менее чем за 48 часов принял решение по выводам следствия, длившегося 22 месяца. Генпрокурора обвиняют в предвзятости.
Еще до своего назначения, будучи частным лицом, 9 месяцев тому назад Барр написал записку на 19 страницах заместителю генпрокурора Розенстайну, в которой обвинил Мюллера в «крайне ошибочной» трактовке понятия «препятствие правосудию». Барр утверждал, что министерство юстиции не должно считать таковыми действия президента, которые входят в круг его обычных полномочий, даже если теоретически они могут быть сделаны с целью блокировки работы следствия. Барр написал, что Мюллер не должен был рассматривать как препятствие правосудию решение Трампа уволить Джеймса Коми с поста директора ФБР.
В ходе своего утверждения в должности генпрокурора в январе Барр признал, что поделился своими мыслями с адвокатами Трампа. Что в действительности произошло между Мюллером и Барром, почему спецпрокурор отказался от собственной оценки, предоставив это право генпрокурору, который известен своей негативной позицией по этому вопросу? Демократы в Конгрессе хотели бы всё это выяснить. Пока представитель Мюллера отказался давать комментарии прессе.
Следствие закончено, продолжение следует
Что теперь? Сторонники президента и сам глава Белого дома склонны считать, что «следствие закончено — забудьте». Между тем с окончанием работы комиссии Мюллера центр расследования деятельности Трампа переносится в Конгресс. Демократы не смирились с поражением.
- Бюджетная комиссия планирует затребовать налоговые декларации президента. Вопрос — за сколько лет запрашивать налоговые документы и должны ли это быть личные или бизнес-декларации, или и то и другое?
- Комитет по надзору рассматривает так называемые «выплаты за молчание», в том числе вопрос о том, заставила ли телекомпания Fox News замолчать своего репортера, которая изучала использование Трампом скрытых денежных выплат, в частности порноактрисе Стеффани Клиффорд (Сторми Дэниэлс). Об этом стало известно еще до президентских выборов, и за год до публикации в «Уолл-стрит джорнэл», но, как утверждается, журналистке Fox не позволили публиковать материал, якобы мотивируя это тем, что «Руперт (Мэрдок) хочет, чтобы Трамп победил». Адвокат Дианы Фальцоне, бывшей журналистки Fox, сказал, что она готова дать показания в Конгрессе.
- Феликс Сатер, ответственный за проект строительства «башни Трампа» в Москве, где Владимиру Путину якобы собирались подарить пентхаус, в среду дает показания в комитете по разведке.
- Федеральные прокуроры в Нью-Йорке расследуют денежные выплаты за молчание двум женщинам, заявившим о любовных связях с Трампом в прошлом. Еще один процесс касается бывшей участницы реалити-шоу «Ученик» Саммер Зервос, которую в 2007 году ведущий шоу Трамп пригласил в гостиничный номер в Лос-Анджелесе, где начал ее домогаться, несмотря на сопротивление девушки. Накануне выборов-2016 Зервос публично обвинила президента в домогательствах, Трамп в ответ назвал ее слова «клеветой», теперь Саммер подала судебный иск о защите чести и достоинства.
- А еще Трампа обвиняют в том, что он использовал в личных целях средства общественного благотворительного фонда, носящего его имя; предоставлял заведомо ложную информацию о размере своего состояния финансовым институтам (банкам и страховым компаниям); продолжал вести бизнес с иностранными компаниями, будучи избранным президентом; расследуется финансовая деятельность комитета по его инаугурации. И т.д., и т.п. Центр судебных разбирательств — Нью-Йорк, один из самых либеральных городов Америки.
Оппоненты Трампа серьезно позаботились о том, чтобы максимально затруднить ему переизбрание на второй срок. Да и с выводами комиссии Мюллера далеко не все ясно, пока их публично не подтвердит сам спецпрокурор. Одним словом, американское политическое шоу далеко от завершения, скучно по-прежнему не будет.