Репортажи · Культура

День театра отмечали в Мещанском суде

Судебное заседание состоялось на следующий день после празднования Дня театра. Софье Апфельбаум друзья подарили сирень

Лариса Малюкова , обозреватель «Новой»
Фото: Гавриил Григоров/ТАСС
Обещанные свидетели обвинения вновь не появились. На прошлом заседании прокурор Олег Лавров сообщил, что их свидетель находится не в России; имя свидетеля он не назвал. Судя по всему, свидетель все еще до России не доехал. И поэтому судья Ирина Аккуратова продолжила выяснять у Кирилла Серебренникова и его коллег, какие именно запланированные мероприятия состоялись.
Рассказ Серебренникова — развернутый отчет о проделанной работе «к Дню театра».
Режиссер рассказывает о спектакле «Охота на Снарка»в марте, апреле и мае 2012 года. «Выразилось ли это в отчетах?» «Конечно, — отвечает Кирилл. — Даты зафиксированы во многих официальных бумагах. Шли «Метаморфозы»(выделено мной.Л.М.) — специально были поставлены новые части спектакля. Показывали их блоками в 2012-м, это было связано с приездом французских исполнителей. У этих спектаклей конструктивно сложные декорации, вся «Платформа» под них перестраивалась, монтировались специальные павильоны».
Про музыкально-хореографический спектакль «Диалоги»Кирилл рассказывает, что это был настоящий мультиплекс: театр, хореография, музыка. Показы шли 8 дней. Каждый день спектакль показывали несколько раз. И в каждом павильоне «Платформы» была своя программа.
Судья просит уточнить, сколько именно показов? Выясняется, что 12 за 4 дня.
Музыкальный перформанс под руководством Сергея Невского для людей с аутизмом и синдромом Дауна — показы в марте с дирижером из Швейцарии, музыкантами из Голландии и актерами «Седьмой студии».
Проект-лаборатория «Транскрипция»— показ и театрализованный мастер-класс.
«Восстание машин»— сложный концерт в исполнении Московского ансамбля современной музыки.
Затем был Концерт оркестра с дирижером Курентзисом. «Эти представления стали частью большого проекта «Диалоги», — уточняет Кирилл Серебренников, — они стали музыкальной основой спектаклей».
Фото: Гавриил Григоров/ТАСС
Обилие событий на «Платформе» удивляет даже представителей Фемиды. Фестиваль дебютов и студенческих программ. Концерт и дискуссия «Новые левые», музыкальный перформанс «Вася и отморозки…», концерт Седьмой «12х12», музыкально-поэтические представления с участием западных музыкантов, вечер вокального театра «Внутренняя империя». Параллельно продолжались показы «Отморозков», «Истории солдата»…
Судья удивляется сумме затрат на спектакли, которые были поставлены раньше. Режиссер объясняет это тратами на гонорары — в спектакле «Отморозки» заняты 20 человек, и его показали 21 раз, плюс была развернута большая выставка.
Состоялись гастрольные спектакли в Красноярске, Челябинске, Ярославле. Мастер-классы (встречи с Юрием Любимовым, Кириллом Серебренниковым, представителями фестиваля в Штутгарте), с композиторами, переводчиками, кинопоказы, дискуссии про дисциплинарное образование, лекции Алексея Бартошевича, Марины Давыдовой.
Был проведен «Большой Медиафестиваль». Среди его многочисленных событий: перформативные показы, лазерное представление, пространственные видеоинсталляции, «Балет древесных теней», проект «Живая земля» со славянскими обрядами.
Какие-то мероприятия могли менять названия, какие-то превращались в новые события. Поэтому в отчетах, прежде всего в отчетах Масляевой, путаница в названиях.
«Она была редким гостем на наших показах», — говорит Кирилл Серебренников.
«Какие средства были затрачены на каждое мероприятие?» Режиссер не может ответить, этим занимались продюсеры и бухгалтеры.
«Чем вы можете подтвердить состоявшиеся мероприятия?» — «Есть видеозаписи, ваша честь, они представлены на жестком диске».
Следом вызывается Алексей Малобродский. Ему задаются примерно те же вопросы.
Прежде чем ответить, он уточняет: «Прошу принять и учесть следующие обстоятельства: работал на «Платформе» только до августа 2012 года. К тому же занимался подготовкой мероприятий, а не формированием бюджета и сдачей отчетов. По данным деловой переписки из моего компьютера можно утверждать, что состоялись постановки и показы спектаклей «Охота на Снарка», «Метаморфозы». Он рассказывает о первых публичных показах «Сон в летнюю ночь».
Судья снова удивлена: зачем тратить деньги уже на поставленные спектакли?
Малобродский терпеливо объясняет:
«Вначале средства тратятся на подготовку и на создание спектакля. В дальнейшем спектакль — репертуарное мероприятие. Эти показы требуют материальных ресурсов.
Каждый раз нужно готовить пространство, оборудование, иногда привлеченное на стороне, монтировать декорации. Нужна заработная плата всех участников — от монтировщиков до артистов. Все это затраты».
Фото: Гавриил Григоров/ТАСС
Подавляющее большинство спектаклей и мероприятий выполнено на средства «Седьмой студии». Судья Аккуратова постепенно начинает разбираться в механике театрального дела.
Затем суд перешел к мероприятиям «Седьмой студии» и «Платформы» в 2013-м. Спектакли, мастер-классы, «Рождественские концерты», «Вибрация Вселенной», «Фестиваль грузинской музыки»…
Список кажется неохватным. Невольно возникает сожаление: как жаль, что подобных мест силы современного искусства на театральной карте Москвы сегодня нет.
Сегодня востребованы не новые — проверенные временем старые песни о главном. Но кто заметил, не помню: как можно начать что-то новое, если все время продолжается и продолжается старое?!