Сюжеты · Экономика

Самозанятые попали в коллизию

Законодатели забыли прописать статус их доходов и подставили под банковские блокировки

Лилит Саркисян , корреспондентка отдела спецрепортажей
Фото: PhotoXPress
Налоговым экспертам стало известно о случаях блокировки банками счетов самозанятых граждан. Об этом 21 марта написал сайт «Банки.ру». Глава комитета по налогам московского отделения «Опоры России» Сергей Зеленов сообщил изданию, что Сбербанк заблокировал счет своего клиента из Рязани. На следующий день Федеральная налоговая служба (ФНС) посоветовала самозанятым направить банкам информацию об их новом налоговом статусе, чтобы избежать риска блокировки из-за подозрительных операций. В службе также напомнили о возможности отследить статус налогоплательщика на сайте ФНС или же в автоматизированной базе данных API-ФНС.
Блокировка счетов самозанятых стала возможной из-за юридической коллизии. С одной стороны, закон позволяет самозанятым гражданам пользоваться счетом физического лица для получения средств за свои услуги. C другой — использовать личный счет для ведения предпринимательской деятельности в России запрещено. Последнее и позволяет банкам блокировать счета клиентов со странной активностью.
Коллизия возникла с увеличением количества зарегистрированных самозанятых россиян. По данным ФНС на середину марта, их число превысило 40 тысяч человек (закон о самозанятых, вводящий налог на профессиональный доход, вступил в силу 1 января 2019 года).
— До этого момента все было просто: существовал один счет с режимом предпринимательской деятельности и другой, личный счет на бытовые, семейные нужды, — объясняет руководитель аналитической службы юридической фирмы «Инфралекс» Ольга Плешанова. —А здесь получается промежуточный вариант. Вроде бы самозанятый гражданин не является предпринимателем, а вроде бы осуществляет деятельность, которая к личным, бытовым нуждам отношения не имеет.
Граждане, зарегистрированные как самозанятые, в отличие от индивидуальных предпринимателей, не имеют права открыть расчетный счет для ИП. Поэтому доходы, которые банк классифицирует как предпринимательские, поступают им на обычный счет физического лица.
Согласно 23-й статье Гражданского кодекса, предпринимательской деятельностью в России могут заниматься люди, зарегистрированные как индивидуальные предприниматели, — о самозанятых гражданах ничего не говорится. При этом многие услуги, которые оказывают самозанятые, вполне подходят под определение предпринимательства, утверждает Ольга Плешанова: таксисты, ремонтные мастера, даже репетиторы, по сути, те же предприниматели. Поэтому перейти из статуса ИП в статус самозанятого может любой специалист, не имеющий работодателя и наемных работников.
Механизм блокировок счетов физлиц в такой ситуации легален: банки руководствуются «антиотмывочным» законом (115-ФЗ), противодействующим легализации преступных доходов и финансированию терроризма. Закон устанавливает границу в 600 тысяч рублей, после пересечения которой банк должен сообщить о сомнительных операциях в Росфинмониторинг. При этом, согласно закону о самозанятых, их доход не должен превышать 2,4 миллиона рублей в год, то есть не более 200 тысяч в месяц.
Однако критерии оценки «сомнительности» операций от банка к банку варьируются, утверждает юрист фирмы «Ильяшев и партнеры» Дмитрий Константинов: «Ситуация неоднозначная. С одной стороны, борьба с легализацией преступных доходов должна быть, и банки в ней играют ключевую роль. С другой стороны, у нас напринимали законов, которые дали банкам право на блокировку всего подряд».
Сами банки не стремятся заблокировать самозанятых, подчеркивает эксперт, им выгоднее сохранить клиента с высокой активностью, но при существующей системе финмониторинга лучше перестраховаться.
Решить проблему уведомлением банка о своем статусе самозанятого, как советует ФНС, не так просто. Дело в том, что никто не обязывает банки принимать к учету полученную информацию, говорит Константинов: «Скорее всего, ФНС имела в виду, что банк после этого еще должен сообщить об операциях клиента, чтобы служба проследила за тем, что все налоги уплачены».
На данный момент взаимоотношения банка и клиента регулируются Гражданским кодексом, а «антиотмывочный» закон действует сам по себе. Для разрешения подобных конфликтов нужно устранить существующие в законодательстве лакуны и противоречия, утверждают юристы.