В четверг вечером в британском парламенте прошло голосование по отсрочке выхода Великобритании из Евросоюза. Правила «развода» в случае, когда одна из стран выходит из ЕС, описаны в статье 50 договора о Европейском союзе. В связи с Брекситом она применяется на практике впервые — и хотя предполагает, что выход из ЕС должен состояться в течение двух лет после заявленного решения, в четверг депутаты большинством голосов попросили сроки продлить. Все альтернативные варианты исчерпаны: во вторник депутаты в очередной раз забраковали проект сделки между Великобританией и Евросоюзом, в среду проголосовали против «жесткого Брексита» — выхода без сделки. Нынешний вариант — попытка выиграть время, чтобы все-таки договориться о схеме, которая устроит всех.
Варианты А и Б не прошли
Главная проблема Брексита — граница между Северной Ирландией, которая является частью Соединенного Королевства, и Республикой Ирландия, которая остается членом ЕС. Предполагается, что в конце 2020 года Брюссель и Лондон создадут совместную зону свободной торговли, тогда необходимость в границе отпадет. До этого времени сделка, согласованная с Евросоюзом, предлагает решение в виде временного механизма backstop: вся Великобритания пока остается в Таможенном союзе и не может выйти из него по собственному желанию.
Скептики считают, что таким образом страна оказывается в «таможенной ловушке» — не факт, что соглашение будет действительно подписано в конце 2020 года, и в чем тогда вообще смысл Брексита?
12 марта прошло решающее голосование по уже второму варианту соглашения. По сравнению с первым оно не сильно изменилось: текст по существу не менялся вообще (Евросоюз заявил, что это невозможно), но добавилось несколько письменных заявлений, гарантирующих, что backstop — исключительно временное явление и что зона свободной торговли в ближайшие два года будет создана. Несмотря на это, генеральный прокурор Великобритании Джеффри Кокс во вторник отметил, что «юридические риски» не изменились: если соглашение о зоне свободной торговли не будет подписано в срок (а на примере Брексита мы все убедились, что такое европейская бюрократия), то у Лондона не будет оснований выйти из Таможенного союза самостоятельно.
В результате депутаты с большим перевесом (391 голос против 242) проголосовали против сделки. Не прошел и план Б — «жесткий Брексит» или выход без сделки, — который депутаты обсуждали на следующий день, 13 января. Правда, для утверждения «жесткого варианта» не хватило меньшего числа голосов: его поддержали 278 депутатов, «против» проголосовал 321.
Главный аргумент противников «жесткого Брексита» — непредсказуемость последствий такого сценария, поскольку тогда Великобритания покидает Евросоюз, никак не отрегулировав никакие сферы совместных с ним отношений. Так, согласно исследованию аналитического центра New Financial, опубликованному в понедельник,
в результате Брексита 275 финансовых компаний уже выводят из Великобритании активы на сумму в 1,2 триллиона долларов.
В условиях неопределенности эта цифра вырастет еще больше. К тому же экономика и Великобритании, и Евросоюза пострадает от возвращения таможенных пошлин. Сейчас все товары, импортируемые Великобританией из ЕС, облагаются нулевой пошлиной. Согласно прогнозам британского правительства, опубликованным в среду, в случае «жесткого Брексита» тарифы будут установлены в отношении 18% товаров.
Эти аргументы заставили большинство проголосовать «против». Однако, напомнила Тереза Мэй, этот вариант все еще существует: например, если Евросоюз не позволит продлить сроки Брексита, либо если позволит — но по каким-то причинам сделка, одобренная большинством парламента, за это время так и не появится.
Удлинение Брексита
Тереза Мэй долго твердила, что «воля народа» должна быть исполнена в срок — то есть 29 марта, но в январе она впервые предположила, что «если нужна короткая отсрочка», то пусть так оно и будет. В четверг вариант «короткой отсрочки» поддержали большинством голосов: 413 против 202, при этом интересно, что большая часть консерваторов-однопартийцев Мэй — 187 человек — проголосовали против отсрочки. В частности, проголосовали «против» многие члены кабинета министров: министр внешней торговли Лиам Фокс, министр транспорта Крис Грейлинг, министр обороны Гэвин Уильямсон, министр по вопросам международного развития Пенни Мордонт, а также член кабинета, отвечающая за связь правительства и палаты общин (так называемый «лидер палаты общин») Андреа Лидсом.
Теперь, уже на следующей неделе, Тереза Мэй в третий раз попытается провести свою сделку (в которой за это время вряд ли что-то изменится) через парламент.
Если депутаты вдруг одобрят ее большинством, то премьер-министр отправится в Брюссель и попросит продлить сроки Брексита до 30 июня, чтобы за три месяца провести все подготовительные процедуры. Если же сделка снова провалится, Тереза Мэй все равно запросит продление сроков, — вероятно, более длительное, — но тогда это нужно будет как-то обосновать.
Согласно комментарию правительства, выпущенному в четверг, «велика вероятность» того, что Европейскому союзу нужны будут «веские причины», чтобы одобрить продление.
В Евросоюзе на результаты голосования уже отреагировали, отметив, что уважают решение, но напомнив: продление сроков Брексита потребует одобрения всех членов ЕС. Скорее всего, этот вопрос будет обсуждаться на саммите ЕС 21–22 марта. Впрочем, глава Евросовета Дональд Туск пообещал свою поддержку в этом вопросе. «В ходе моих консультаций накануне саммита ЕС я буду призывать 27 стран быть открытыми к продолжительному продлению сроков, если Великобритания сочтет это необходимым для пересмотра своей стратегии», — написал Туск в четверг в твиттере.
Повторного референдума не будет
Кроме отсрочки Брексита парламент Великобритании в четверг рассмотрел еще несколько предложений. С огромным перевесом (334 против 85 голосов) была отклонена поправка о повторном референдуме. Кстати, 14 марта на эту тему высказался в твиттере и Дональд Трамп — он написал, что повторное голосование «было бы очень несправедливо к людям, которые одержали победу» в ходе первого референдума.
Провалилось и предложение лидера лейбористов Джереми Корбина, который перед этим заявил, что сделка Терезы Мэй и «жесткий Брексит» больше не являются «жизнеспособными опциями», поэтому он предлагает свой вариант, и «не в качестве набора политических очков, а чтобы выйти из тупика». Корбин предложил «пересмотреть Брексит» — выйти из Евросюза, но при этом сохранить с ним более тесные отношения, чем это предполагает нынешняя сделка. Однако его идея также была отвергнута.
Спасибо, теперь на почту вам будут приходить письма лично от редакторов «Новой»