Переговоры с Европой
Накануне решающего голосования Тереза Мэй снова поехала в Страсбург — встречаться с главой Еврокомиссии Жан-Клодом Юнкером и главным переговорщиком по Брекситу от ЕС Мишелем Барнье.
В поездках и встречах с европейскими лидерами Мэй в последний месяц, кажется, провела больше времени, чем дома, в Лондоне. Предыдущим решающим голосованием в январе депутаты британского парламента четко дали понять: сделку в нынешнем виде, утвержденную с Евросоюзом в ноябре, они поддерживать не готовы. Главный камень преткновения — так называемый механизм backstop. Чтобы не возвращать границу между Северной Ирландией (частью Соединенного Королевства) и Республикой Ирландия (которая после Брексита остается в составе ЕС), предполагается, что до 2020 года будет действовать переходный режим, во время которого вся Великобритания остается в Таможенном союзе. За время этого переходного периода Брюссель и Лондон должны выработать новое соглашение о создании зоны свободной торговли, после этого действие старого таможенного режима прекратится.
При этом выйти из Таможенного союза по собственному желанию Великобритания не может — только по согласованию с Брюсселем, а до этого момента некоторые аспекты внутренней политики (например, налоги и таможенные соглашения с третьими странами) тоже будет вынуждена согласовывать с Брюсселем. Получается какой-то половинчатый Брексит.
Backstop не устраивает всех: сторонники Брексита не хотят продолжения зависимости от Брюсселя, противники Брексита боятся, что из-за этого пункта переговоры зайдут в тупик и не будет вообще никакой сделки. А ирландцы опасаются новой волны народных волнений.
На фоне этого рейтинги Мэй сильно упали. За зиму она пережила два вотума недоверия — сначала как лидер партии со стороны своих однопартийцев, потом — как глава британского правительства. Окончательно убедившись, что в парламенте компромисса ждать не стоит, Мэй пообещала депутатам добиться гарантий по механизму backstop и попыталась убедить европейских чиновников хотя бы частично пересмотреть сделку. В ответ руководители ЕС неоднократно повторяли: они готовы пояснять и редактировать детали, но по существу сделка пересмотрена не будет.
Как изменилась сделка?
Последний раунд переговоров в Страсбурге прошел в понедельник — и сама сделка, по сути, не изменилась. Разве что оно обросло еще несколькими сопроводительными документами, в частности:
- «Совместным поясняющим заявлением». В нем Великобритания и Евросоюз еще раз подчеркивают, что механизм backstop — это временное решение, которое не может стать постоянным.
- Совместным заявлением о будущих торговых отношениях, в котором стороны еще раз обязуются ввести «альтернативные механизмы», которые заменять backstop в ближайшие 20 месяцев.
- Отдельным заявлением Великобритании, в котором зафиксирована возможность Лондона обратиться к «независимым арбитрам» в случае, если ЕС будет затягивать подготовку и подписание нового торгового соглашения, тем самым удерживая Великобританию в Таможенном союзе.
«Депутаты дали понять, что нужны юридические изменения в отношении механизма backstop, — заявила Мэй в Страсбурге. — Сегодня мы гарантировали эти изменения».
Премьер-министра частично поддержало правительство. В совместном заявлении министров говорится, что достигнутые договоренности «снижают риск того, что Великобритания будет вынуждена оставаться в рамках механизма backstop неопределенно долгое время» — однако не отменяет этот риск.
Поддержите
нашу работу!
Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ
Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68
Некоторые министры открыто призвали поддержать Мэй. «Евросоюз дал четко понять, что backstop — это временное явление, это написано черным по белому в совместной декларации», — заявил накануне голосования министр по вопросам окружающей среды Майкл Гоув.
Главный оппонент Мэй, лидер лейбористов Джереми Корбин, отметил, что новые договоренности «не содержат ничего касательно тех обещаний, которые Тереза Мэй давала парламенту».
Передумавших не хватило
Еще по ходу дебатов до голосования становилось очевидно: Тереза Мэй этим вечером снова проиграет. Многие депутаты говорили, что определятся после выступления генпрокурора Великобритании Джеффри Кокса, который должен был оценить значимость достигнутых соглашений по ирландской границе. И хотя Кокс в своем выступлении призвал поддержать сделку, он отметил, что «юридические риски не изменились»: если Великобритания и Евросоюз в переходный после Брексита период не смогут достигнуть договоренностей по новому торговому соглашению из-за непреодолимых разногласий, у Лондона не будет «юридических оснований» самостоятельно покинуть Таможенный союз.
После этого выступления критика в адрес сделки Мэй посыпалась со всех сторон, в том числе со стороны консерваторов.
«Учитывая наш собственный юридический анализ и заключения других, мы не рекомендуем поддерживать эту сделку», — заявил Билл Кэш, один из убежденных сторонников Брексита. «Я голосовала против этой сделки два месяца назад, потому что это была плохая сделка, она остается таковой и сейчас», — отметила Тереза Вильерс, экс-министр по делам Северной Ирландии.
Некоторые противники предыдущей сделки передумали и в этот раз поддержали Терезу Мэй — так, еще один депутат-консерватор Бен Брэдли призвал поддержать нынешнюю сделку, потому что «риски снизились».
Но голосов передумавших не хватило — хоть и с меньшим отрывом, но сделка Мэй все равно провалилась. Комментируя результаты голосования, премьер-министр отметила, что «глубоко сожалеет» о решении парламента. «Я продолжаю верить, что самый лучший итог — если Великобритания покинет Евросоюз организованно, с согласованной сделкой, и та сделка, которую мы утвердили на данный момент, — это лучший и единственно возможный вариант», — заявила Мэй.
Альтернативы
Уже в среду вечером парламент вновь соберется для голосования — на сей раз на повестке будет так называемый «жесткий Брексит», выход без заранее оговоренных условий. У такого сценария есть свои сторонники — в частности, министр обороны Гэвин Уильямсон. Его мотивация — поскорее покончить с зависимостью от Брюсселя, а дальше Великобритания найдет способы развиваться сама.
Если этот вариант поддержат большинством голосов (что довольно маловероятно — слишком многие считают «жесткий Брексит» рискованной авантюрой), то Великобритания покинет ЕС по расписанию, 29 марта, но без каких-либо письменных соглашений, никак не регламентировав дальнейшее сотрудничество.
Если завтрашнее голосование провалится, то в четверг депутаты соберутся снова — чтобы обсудить возможность продления сроков Брексита. Если за продление сроков Брексита проголосует большинство, нужно будет получить одобрение от Евросоюза. Впрочем, многие европейские лидеры — в частности, канцлер Германии Ангела Меркель и президент Франции Эмманюэль Макрон — заявили, что поддержат продление сроков, если это будет обоснованно.
Сложно сказать, что это даст: Евросоюз уже заявил, что все равно не согласится менять соглашение — но, по крайней мере, в запасе появится немного времени, чтобы придумать еще какой-нибудь план.
Поддержите
нашу работу!
Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ
Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68