Сюжеты · Политика

Политическое завещание Европарламента

Накануне майских выборов он исключил Россию из «стратегических партнеров» ЕС

Александр Минеев , Соб. корр. в Брюсселе
Фото: РИА Новости
Во вторник на сессии Европарламента принята пространная резолюция о состоянии отношений Евросоюза с Россией. Депутаты ассамблеи ЕС, подведя итог анализу внешней и внутренней политики России за последние четыре года, пришли к выводу, что сегодняшнюю Россию нельзя считать стратегическим партнером.
В резолюции, составленной по докладу члена правоцентристской Европейской народной партии, депутата из Латвии Сандры Калниете, собраны многочисленные претензии ЕС к России. Уже известные и кочующие из одного документа ЕС в другой. Водоразделом между «партнёрской критикой» и отчуждением стали события на Украине после 2014 года и присоединения Крыма.
Есть и концептуальные выводы о несовместимости политического курса российского руководства со статусом стратегического партнера ЕС. Например, Евросоюз не приемлет российское видение многополюсного мира, которое предполагает сферы интересов и зоны влияния держав. Оно противоречит вере ЕС в многосторонний международный порядок, основанный на правилах.
Фактически Евросоюзу рекомендовано отныне строить отношения с Россией «на общих основаниях», ограничить сотрудничество теми направлениями, где оно бесспорно взаивыгодно и необходимо.
Проект резолюции готовился давно и в ходе предварительного обсуждения изменялся. Принятая сегодня версия помягче некоторых предыдущих вариантов. В ней предлагается лишь пересмотреть Соглашение о партнерстве и сотрудничестве (СПС), а не отказаться от него вовсе. Соглашение, подписанное президентом Ельциным и лидерами стран ЕС на о. Корфу в 1994 году и вступившее в силу в 1997 году, после истечения 10-летнего срока, ежегодно продлевалось до предполагавшегося заключения нового. В его развитие вносились инициативы, ставившие Россию практически на уровень члена ЕС, только без участия в руководящих институтах союза. Это — так называемые «четыре общих пространства», «партнерство для модернизации» и другие. Предполагалось, что Россия принимает европейские ценности, стремится к европейским нормам и стандартам, хотя и испытывает на этом пути некоторые трудности.
Переговоры о новом СПС, как и другие программы сотрудничества, были заморожены на неопределенное время в связи с присоединением к России Крыма и войной в Донбассе.
Европейские парламентарии, срок полномочий которых истекает после майских выборов, призывают ЕС «к критической и всеобъемлющей переоценке своих отношений с Российской Федерацией» и обосновывают свой вывод тем, что как внутренняя, так и внешняя политика российского государства ныне противоречат целям и базовым ценностям ЕС.
«ЕС не может рассматривать постепенного возвращения к «бизнесу как обычно» (в отношениях) до тех пор, пока Россия полностью не выполнит Минское соглашение и не восстановит территориальную целостность Украины», — подчеркивается в резолюции.
Наряду с ситуацией вокруг Украины, депутаты предъявляют самый широкий круг претензий к нынешней России. Ее обвиняют в кампаниях дезинформации и кибератаках, дестабилизирующих ЕС, в связях российского правительства с крайне правыми и популистскими националистическими партиями, и правительствами стран ЕС, например, Венгрии, включая незаконное финансирование, в угрожающем суверенитету стран ЕС отмывании денег…
Они обеспокоены тем, что Россия столь явно демонстрирует свои военные силы, желание и готовность использовать военную силу против других стран в реальных боевых действиях, включая превентивное применение ядерного оружия.
В части внутренней политики России парламентарии сожалеют по поводу значительного ухудшения положения в области прав человека, неоправданных ограничений прав на свободу выражения мнений, ассоциации и собраний. Они указывают на ущемление свободы СМИ, преследование правозащитников.
«В этом контексте нет ни места, ни пространства, ни времени для новых крупных инициатив», — подчеркивается в резолюции ЕП.
В то же время Европарламент считает важным ослабление нынешней напряженности в отношениях с Россией, подтверждает принцип «избирательного взаимодействия». Он рекомендует сосредоточиться на проблемах Ближнего Востока и Северной Африки (БВСА), Арктического региона, борьбе с терроризмом, организованной преступностью, на контроле над вооружениями, стратегической стабильности в кибер-сфере, миграции и изменения климата, включая совместные усилия по защите иранской ядерной сделки, на прекращении войны в Сирии. Признавая, что в обозримом будущем ЕС останется крупнейшим торгово-экономическим партнером России, европейские парламентарии считают, однако, что «Северный поток-2» усиливает зависимость Европы от российского газа, поэтому противоречит стратегическим интересам ЕС.
Главное внимание в отношениях с Россией Европарламент призывает уделить политической и финансовой поддержке гражданского общества России и контактам между людьми, в частности, с активистами гражданского общества, журналистами, учеными. Он призывает государства-члены выдавать долгосрочные визы правозащитникам и членам их семей, увеличить финансирование журналистского, культурно-научного и молодежного обменов.
Правда, стремление отделить политическое руководство от гражданского общества наталкивается на вытекающее из той же резолюции противоречие: в сегодняшней России все менее возможно развивать контакты с гражданским обществом через голову политического руководства. Выступивший от имени исполнительной коллегии ЕС европейский комиссар Тибор Наврачич констатировал, что в России все более ограничивается поле деятельности гражданского общества и затрудняются контакты московского представительства ЕС с общественными активистами и НКО. Тем не менее, Брюссель намерен продолжать работать с ними, в первую очередь с молодежью.
В ходе обсуждения резолюции выступили представители всех фракций Европарламента. Подавляющее большинство поддерживает основные положения. Критика звучала со стороны маргинальных партий.
Кристиан Преда, христианский демократ из Румынии, потребовал у Брюсселя до выборов в Европарламент доподлинно выяснить и открыто назвать партии в Европе, с которыми работает Кремль и которым он оказывает финансовую поддержку — чтобы избиратели перед голосованием знали. С ним согласна социалист из Финляндии Лиза Яконсаари. Она серьёзно обеспокоена поддержкой, которую оказывает Москва популистским крайне правым партиям и движениям в Европе и информационной войной против ЕС. Но отметила примеры конструктивного взаимодействия, в частности, по Баренцеву морю. Она считает контакты между людьми точкой опоры для восстановления партнерских отношений с Россией, предлагает увеличить финансирование программы студенческого обмена «Эразмус-плюс».
Жан-Люк Шафхаузер из лепэновского «Национального фронта» Франции против того, чтобы в ЕС представляли популистские партии «пятой колонной России». Просто докладчица Калниете, по его словам, представляет страну и семью, пережившие ГУЛАГ, и поэтому пристрастна. В отношениях с Россий не надо путать систему и страну, сказал он. Британский евроскептик Джонатан Арнотт не согласен с тем, что Россия сделала в Крыму и в Азовском море, но считает абсурдными обвинения, что российское вмешательство повлияло на демократическое волеизъявление британцев по Брекситу.
Представитель либералов из Бельгии Хилда Валтманс, отметила, что между гражданскими обществами стран Европы и России все меньше контактов, даже меньше, чем в эпоху холодной войны.
Поэтому, покуда не до стратегического партнерства, надо вернуться к процессу Хельсинки, который помогал развивать отношения между Западом и СССР, развивать сотрудничество в отдельных областях. Она с беспокойством предполагает, что вырастает целое поколение россиян, которое настроено против Европы.
Ребекка Хармс из немецких «зелёных» за то, чтобы Россия оставалась членом Совета Европы, но при выполнении связанных с этим условий. А Хельга Шольц, представитель немецкой «Линке», обеспокоена тем, что отношения ЕС с Россий находятся в низшей точке с 80-х годов прошлого века и что взаимное нагнетание напряженности чревато риском военной конфронтации. Она за то, чтобы ЕС взял на себя часть политической ответственности за такое состояние отношений, снял с России санкции и начал откровенную дискуссию.
Завершая дискуссию, еврокомиссар Тибор Наврачич, отметил, что после принятой в 2015 году резолюции ЕП отношения с Россией только ухудшились. Кремль должен отказаться от стратегии дестабилизации ЕС. Потому что это конечном счете изолирует Россию. Кремль, по его словам, расценивает открытость как угрозу. Еврочиновник напомнил слова Путина о развале СССР как геополитической катастрофе ХХ века. Тенденция к изоляционизму может привести Россию к катастрофе ХХI века.
За резолюцию проголосовали 402 члена Европарламента, при 163 против и 89 воздержавшихся. Она носит рекомендательный характер для руководящих структур ЕС.
Это политическое завещание нынешнего состава Европарламента, более или менее отражавшего общественные настроения ЕС пятилетней давности. Майские выборы покажут, насколько действительно изменился политический пейзаж ЕС и какую политику поведут новый ЕП и Еврокомиссия.