Школьные культпоходы в театр (или в музей) — не худшее, что делала с народом советская власть. Глянешь в ее резюме за семьдесят лет службы: есть там вещи пострашней.
И миллионные тиражи сказок Киплинга, «Детей капитана Гранта», журнала «Юный техник» (1,8 млн в 1981 году — против 18 тыс. в 2008-м) или «Юный натуралист» (до 4 млн экз. в «позднесоветские» годы — против 20 тыс. ныне) не кажутся мне притеснением народа.
Меня куда больше пугают данные из интервью Бориса Дубина, блестящего социолога чтения и образования в России. В 2010-м Борис Владимирович сообщал «Новой газете»:
«В 2008-м 34% респондентов с высшим образованием вообще не читали книг. Никаких, никогда. Книги по специальности читали 18–19% «дипломированных». Книги о науке — 3–6% из них. Об IT-технологиях — 4–6%, об истории — 5–8%. Словари нужны 2–4% выпускников российских вузов. На иностранных языках в 2008 году систематически читал 1% населения РФ».
Так было 10 лет назад. Сегодня — видела в ФБ пост замечательного критика, главреда «Знамени» Сергея Чупринина о некоем новом романе: «Тираж 300 экземпляров. Никак не привыкну».
Разрыв в культурном капитале населения РФ в постсоветский период стал таким же жестким и грозным, как разрыв в финансовом капитале. Только он менее заметен. Пока. Так было и в Российской империи 1910-х: 4% блестяще образованных — против 66% совсем неграмотных.
Напомнить, к чему привело? Как проявилось? И зачем после ХХ века (худо-бедно, приведшего к «общей десятилетке» в СССР конца 1970-х) рассеянно тянуться вновь за теми же граблями?
Кстати: в старых почтенных московских школах, ведущих родословие от гимназий 1900-х, самым тоталитарным образом водят первоклашек на елку в Российскую государственную детскую библиотеку. Мини-лекции им на елке читают: что такое публичная библиотека, зачем она детям?
Даже не дожидаясь введения федерального стандарта «культурных дневников». Как-то сами…
Так что: я, пожалуй, за такие дневники. И именно «накрывающие» все школы страны.
Я бы только добавила: в них обязательно должен быть раздел научно-популярной книги. И музеи — не только исторические и художественные, но и политехнические, естественно-научные.
Кстати: и ныне не жалуются на отсутствие малолетней публики музей Дарвина, Планетарий, «Экспериментаниум». Запись на школьные экскурсии в «Экспериментаниуме» — за два месяца.
Но боюсь я: сегодня — это те же школы и те же семьи. Те же 4%. Тем более, что детский билет в «Экспериментаниум» стоит 550 руб. Взрослый — 650 руб. Планетарий держит сходную планку.
Вот если б Держава Российская сама оплачивалашколам походы в музеи и театры. Не перекладывая этот оброк ни на семьи, ни на музеи. И вовсе цены б этой инициативе не было.
…Теперь о театрах. С ними сложнее. И министр Васильева сразу оговорилась: нет, детей из малых городов и сельских школ возить в областные центры не предполагается. Инициатива на местах поддерживается морально. Где нет инициативы — дети будут смотреть «Чайку» на видео.
…Видео спектакля — значительно лучше, чем полное отсутствие театра в жизни школьника. Честно говоря: возможно, видео «Горя от ума» Товстоногова с Сергеем Юрским или телеверсия «Маленьких трагедий» — лучше и питательней для души, чем вывоз детей в облцентр для галочки.
Но — и при наших расстояниях (и в европейской части страны автобус «из райцентра в область» часто идет часа два-три… о Сибири и думать боязно) — система школьных автобусных экскурсий из малых городов в театры и музеи «центра» была бы разумным и гражданским проектом.
…И в столицах, я боюсь, классный культпоход в лучшие театры окажется утопией. Скромную планку цен держат немногие. Во МТЮЗе можно увидеть «Даму с собачкой» и «К.И. из «Преступления» Камы Гинкаса за 1500–2000 руб. за билет. В РАМТе билеты — скажем, на «Алые Паруса» Алексея Бородина — от 200 руб. (самая галерка) до 2500 руб. (самый партер).
«Поход классом» на блистательного «Евгения Онегина» в Вахтанговский театр или на очень нужный старшеклассникам «Крутой маршрут» в «Современник» видится плохо. И цены на билеты немалые (те же 4% гимназий смогут справиться), и распроданы те билеты за недели и месяцы.
К слову: в театрах Европы есть система ощутимых скидок на студенческие и школьные билеты. На «билеты для компаний» молодых людей. Есть «Школьные дни» — с обсуждением спектаклей. Лицеистов Прованса (летом, замечу) привозят автобусами на Авиньонский фестиваль.
И они ходят на встречи с постановщиками! Помню, как такая Гермиона лет пятнадцати из школьного автобуса, сверкая очками, нападала на Томаса Остермайера: как жестоко вы показали иммигрантское предместье в «Войцеке»! Христианин ли вы, господин режиссер?!
Идея «школьного культминимума» кажется не худшей в нашей практике. Она —в замысле —работает на социальную справедливость, прежде всего. На развитие потенциала тех детей, которым труднее полагаться на семьи, чем их сверстникам.
Чем заполнят этот культминимум? Вот главный вопрос. «Занимательной математикой» —или новым «Мальчиком из Уржума» в патриотической косоворотке? Геологическим музеем —или передвижными выставками Военно-исторического общества?
Так что, если «культдневники» и отчеты введут в жизнь, — выводы высветятся через год.
а что думают читатели «Новой»?<br>
Вы согласны с Ириной Лукьяновой, что из принуждения детей к искусству — вряд ли выйдет что-то путное? Или вы на стороне Елены Дьяковой, которая находит в этом благо? Ждем реакции в комментариях!
Спасибо, теперь на почту вам будут приходить письма лично от редакторов «Новой»