Сюжеты · Общество

Роль линейки в тюремной медицине

Врачебную помощь пострадавшим от пыток в ярославской ИК-1 оказывали, измеряя размеры их травм

Ирина Гордиенко , специальный корреспондент
Осмотр заключенного с линейкой. Скриншот видео
Следственный комитет начал проверку действий медперсонала в колонии №1 Ярославской области, о систематических пытках в которой мы много раз писали. Очередная проверка была начата по заявлению адвоката правозащитного фонда «Общественный вердикт» Ирины Бирюковой, которая представляет интересы бывших заключённых Евгения Макарова, Руслана Вахапова и Ивана Непомнящих, которые наряду с другими подверглись издевательствам в этой колонии. Адвокат считает: медики не только не оказывали надлежащую медицинскую помощь заключенным, но и фальсифицировали документы, чтобы скрыть эти факты.
Следователям был предоставлен ряд доказательств: фотографии записей в тюремном «Журнале регистрации применения физической силы» и восемь видеофайлов с мобильных регистраторов сотрудников ФСИН, запечатлевших осмотр заключенных после избиений. Из этих документов становится ясно — действия медицинских работников содержат признаки преступлений, попадающих под 293 статью УК РФ — «Халатность».
«Журнал учета применения физической силы и специальных средств» ярославской ИК-1
«Журнал регистрации применения физической силы» — документ, в котором сотрудники колонии обязаны фиксировать любое свое действие, связанное с насилием в отношении заключенных, ведется в ИК-1 с января 2010 года и по сей день. Однако
большинство записей в нем сделаны одним почерком и чернилами одного и того же цвета, как если бы журнал заполнялся одномоментно, в свете грядущей проверки.
Записи в журнале за ноябрь 2016 года
Согласно записям от 29 ноября 2016 года, физическая сила в тот день была применена в отношении четырех заключенных: Костоева, Волкова, Керимова и Мамфотих. Однако в ранее опубликованном на сайте «Новой» видео видно, что в тот день были избиты не только они: заключенных избивали потоком, прогоняя сквозь строй спецназа. В журнале регистрации же об этом не упоминается. Так же как и о других случаях, зафиксированных адвокатом.
На видеозаписях, предоставленных Бирюковой следователям, запечатлены медицинские осмотры заключенных после избиений. На них ясно видно: медицинская помощь фактически не оказывается, осмотр проходит формально и без применения необходимого оборудования и медицинских материалов. Так, осмотр заключенного Керимова, который после избиений едва может передвигаться самостоятельно и по пути в медицинский кабинет вынужден постоянно опираться о стену, занимает лишь несколько минут.
Из медицинского оборудования у женщины-врача только белые перчатки и пластиковая школьная линейка (замерять размеры гематом), никаких других медицинских инструментов в помещении не видно.
Руслана Вахапова же врач вообще «осматривает» через решетку. Вахапов находится в «стакане» — небольшой клетке, предназначенной для транзита заключенных из одного помещения в другое.
«Работа медицинского персонала исправительного учреждения является ключевым элементов в превенции пыток, — пишет в своей жалобе Бирюкова. — Однако, в данном случае, медицинский персонал, а также сотрудники исправительного учреждения, выводившие осужденных для проведения медицинского осмотра, скрыли от следственных и надзирающих органов факты совершения преступлений, халатно отнеслись к выполнению своих должностных обязанностей, чем, фактически стали соучастниками данных преступлений».
Напомним, ИК-1 Ярославкой области прогремела на всю страну летом этого года. Адвокат фонда «Общественный вердикт» Ирина Бирюкова передала «Новой» видеозапись, на которой сотрудники колонии бесчеловечно избивают осужденного Макарова. Разразился беспрецедентный скандал: директор ФСИН публично принес свои извинения, а в отношении ряда сотрудников колонии было возбуждено уголовное дело по части 3 статьи 286 УК РФ — «Превышение должностных полномочий с применением насилия».
В ходе дальнейшего расследования выяснилось, что случай с Евгением Макаровым далеко не единичный. В ИК-1 Ярославской области пытки стали системой. И применяются они не только «точечно», но и массово — в колонию периодически заводится спецназ, который избивает всех заключенных. Называется это «учения». Однако за годы такой практики только трое заключенных — Евгений Макаров, Руслан Вахапов и Иван Непомнящих решились написать жалобы и потребовать расследования этих фактов.