Рамзана Кадырова собирались сделать персонажем настольной игры. Одна из крупных западных студий подготовила к изданию очередную часть саги Vampire: The Masquerade, место действия которой происходит в Чечне, названной «ужасным местом для смертных». Согласно сюжету, республика находится под властью вампиров, главный из которых — «султан Рамзан». Тема попала на федеральные каналы российского телевидения, а в Грозном поспешили сделать официальное заявление: игра — это часть западной кампании по очернению республики и ее главы. Часть симпатизантов Кадырова советовали ему немедленно подавать в суд, а другая развлекалась идеями о том, что игра поможет развивать в республике туризм. Живут же румыны мифом о Дракуле.
Легенда игры имела отношение и к работе журналистов «Новой газеты». Игрокам сообщалось, что скандал о пытках геев в Чечне — часть хитроумной операции СМИ, цель которой — отвлечь внимание от подлинного положения дел на Северном Кавказе, то есть от власти вампиров.
На следующий день после того, как об игре рассказал корреспондент «Коммерсанта» Александр Черных, были введены суровые меры. Эпизод про Чечню будет вырезан из итоговой версии игры, а студия, которая работала над ней, расформирована. В российском контексте этот жест издателя объясняется вполне однозначно: испугались, что придется извиняться перед Кадыровым и поспешили замять скандал.
Шведская компания Paradox Interactive, которой принадлежала студия-разработчик, действительно принесла извинения. В заявлении разработчиков сказано, что Vampire: The Masquerade всегда была серией, посвященной хоррору. Это значит, что игра не должна избегать «темных сторон человеческой души», поскольку игроки ценят ее именно за это. В то же время, как оговаривается компания, даже жанр ужасов не должен эксплуатировать реальные страдания людей, живущих в нашем мире. Игра, предлагающая сделать из реального насилия, царящего в Чечне, вампирскую сказку и развлечение, была признана шведами аморальной. Иными словами,
извиняться на этот раз пришлось не перед Рамзаном Кадыровым, а перед геями.
Так детский на первый взгляд спор про игры превратился в серьезный разговор про ценности. Кто-то поспешил заметить, что речь в любом случае идет о цензуре. Не важно, мол, перед кем извиняться, если в массовой культуре все равно приходится замалчивать те или иные сюжеты. Но это, конечно, не так. Извиниться перед людьми, которые подвергаются дискриминации, а в некоторых регионах планеты насилию и пыткам, — это одна история. Извиниться перед чиновником, пользующимся неограниченной властью и открыто угрожающим своим критикам, — другая. О современных западных идеалах вполне можно спорить, но на примере «вампиров Чечни» мы наглядно видим, как они работают. Поддерживай слабых, защищай обездоленных, не давай дороги абсолютной власти, говорят нам эти ценности. Между нежеланием оскорблять людей и страхом перед начальством легко не просто заметить разницу — можно увидеть, что речь идет о взаимоисключающих процессах.
Метафора про вампиров в этом отношении имеет чуть больше смысла, чем могло показаться. Монстров, которые питаются человеческой кровью, наверное, не существует. Зато определенно есть те, чья пища — наш страх. Ну и сам собой разрешился вопрос о роли СМИ и «Новой газеты» во всей этой истории. Нет, мы публиковали истории чеченских геев не для того, чтобы отвлечь внимание от вампиров. Наоборот, привлекали к ним внимание.
Спасибо, теперь на почту вам будут приходить письма лично от редакторов «Новой»