Пит де Бройн был назначен докладчиком по этой теме на прошлогодней октябрьской сессии ПАСЕ. В течение полугода он встречался с жителями Чечни, ставшими жертвами преследования и получившими убежище в странах Европы. Также де Бройн встречался с правозащитниками и журналистами, которые расследовали эту ситуацию и спасли более 100 человек, в том числе тех, кто непосредственно прошел через секретные чеченские тюрьмы и пытки.
На это заседание в ПАСЕ Пит де Бройн неоднократно приглашал Уполномоченного по правам человека РФ Татьяну Москалькову.
«Госпожа Москалькова ответила мне, что приедет только в том случае, если в ПАСЕ вернется российская делегация. Я сказал, что этот доклад — не повод для политических спекуляций. Речь идет о нарушении права на жизнь и о том, что мы можем сделать, чтобы остановить преступников. На все мои повторные приглашения Татьяна Москалькова не ответила».
Главной целью доклада Пита де Бройна было не столько расследование обстоятельств преступлений, совершенных в Чечне против ЛГБТИ-сообщества, сколько документирование и анализ реакции чеченских и российских властей в ответ на представленные журналистами, правозащитниками и непосредственно жертвами факты преследования, пыток и убийств людей только лишь за их сексуальную ориентацию.
Сам же факт такой кампании, имевшей место в Чечне зимой и весной прошлого года, а также продолжающееся до сих пор таргетное преследование представителей ЛГБТИ-сообщества, ни у кого из европейских политиков не вызывает сомнений и не нуждается в доказательстве. И это надо отчетливо понимать всем высокопоставленным представителям России, вынужденным отвечать на вопросы по данной теме на международных площадках.
Хотя бы для того, чтобы не попасть впросак, как это недавно случилось с министром юстиции России Александром Коноваловым.
Когда Коновалова в ходе его визита в ООН спросили, почему год спустя виновные в преследовании гомосексуалов в Чечне не выявлены и не установлены, Александр Владимирович развел руками и прибег к аргументу Рамзана Кадырова:
«Проведенные проверки, в том числе с использованием информации, которая была представлена средствами массовой информации, изначально пославшими сигнал о таких нарушениях, не подтвердили не только наличие фактов нарушения этих прав, не удалось найти даже представителей ЛГБТИ-сообщества в Чечне».
Между прочим, Коновалов — прекрасно образованный юрист, и ему стоит почитать материалы доследственной проверки, санкционированной после публикаций в «Новой газете». Дело в том, что Следственному комитету России так и не удалось прояснить судьбу нескольких десятков людей, которые, по нашим данным, стали жертвами внесудебных расправ в 2017 году в Чечне. Более того, в ходе доследственной проверки следователи сами по собственной инициативе выявили новые трупы. Единственное, что в этой ситуации могли сделать следователи, — это найти «удовлетворительный» мотив, объясняющий факт смерти всех этих граждан в Чечне в январе, феврале и марте 2017 года. Тут уж следствие постаралось как могло. Кто-то умер от болезни, кто-то — во время террористической атаки, кто-то ушел в Сирию и погиб, кто-то пропал без вести. Но поскольку никто из этих людей, по версии следствия, не был геем (это следователи выяснили путем допроса родственников жертв, реакция которых на вопрос, является ли ваш родственник геем, была совершенна предсказуема), то и преследований по мотиву сексуальной ориентации в Чечне, получается, не было.
То есть мертвые и даже убитые есть. Но мотив их смерти — какой угодно, только не принадлежность к ЛГБТИ-сообществу.
Допустим, однако, что Александр Коновалов материалов проверки не читал. Но он совершенно упустил из виду, что Уполномоченный по правам человека РФ Татьяна Москалькова установила факт существования представителей ЛГБТИ-сообщества в Чечне на личной встрече с жертвами антигейской кампании еще в апреле прошлого года. Аналогичный контакт с чеченскими геями под гарантии безопасности можно организовать и сегодня, было бы у министра Коновалова желание.
Также в сентябре прошлого года Максим Лапунов обратился с заявлением в Следственный комитет России о том, что был задержан, незаконно содержался 12 дней в подвале УУР МВД Чечни и подвергался там пыткам по причине своей сексуальной ориентации.
Поддержите
нашу работу!
Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ
Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68
Коновалов, еще раз подчеркну, — прекрасный юрист, но он почему-то ничего не сказал о том, что ни одной из жертв чеченских силовиков не была обеспечена государственная защита. Что все обещанные Москальковой и президентом Путиным гарантии безопасности оказались невыполнимы, в чем Татьяна Москалькова вынуждена была признаться публично. Что вся информация, составлявшая, по идее, тайну следствия, в том числе данные о местонахождении жертв, были «слиты» чеченским полицейским. Что эти чеченские полицейские разыскивали того же Максима Лапунова в стране, которая дала ему и его семье убежище. То есть российские власти сделали все, чтобы жертвы этого преступления продолжали молчать.
И именно об этом написал Пит де Бройн в своем докладе. Он проанализировал общероссийскую практику, которая, по мнению депутата, привела и сделала возможным в Чечне пытки и убийства людей за их сексуальную ориентацию. «С момента принятия в 2013 году федерального закона о запрете пропаганды гомосексуализма власть посылает сообщение о том, что ЛГБТИ-люди являются гражданами второго сорта, представляющими угрозу для детей и общественной морали… Законодательство, сообщения средств массовой информации и политические заявления способствуют созданию климата, способствующего гомофобным отношениям. Кампания против ЛГБТИ, которая произошла в Чеченской Республике в 2017 году, не вызвала сильной оппозиции в общественном мнении в Российской Федерации. Возрастающая гомофобия и поддержка таких настроений федеральным законодательством являются признаками общего контекста, который приводит к принятию или терпимости к дискриминации и насилию в отношении людей ЛГБТИ».
Также в докладе Пита де Бройна очень подробно цитируются высказывания чеченских чиновников, в первую очередь Рамзана Кадырова, в отношении геев. Собственно,
из цитат Кадырова, неоднократно публично призывавших своих силовиков «очистить чеченскую кровь от извращенцев», состоит добрая половина доклада.
И в этом смысле доклад де Бройна оказал очень сильное эмоциональное воздействие на членов ПАСЕ. В дебатах выступили 20 депутатов. Все они заявили о шоке, который испытали при чтении доклада.
Домгой Хадукович, депутат от Хорватии:«Я присоединяюсь к другим моим коллегам, которые в ужасе от того, что мы в XXI веке должны обсуждать такого рода преступления. Как кто-нибудь, находясь в здравом уме, может в принципе отрицать существование ЛГБТИ-людей? Мы точно так же тогда можем отрицать существование лысых людей, высоких людей, людей низкого роста, полных людей, худых людей…»
Йонес Гуннарссон: депутат от Швеции:«Я буду сам и прошу коллег проголосовать за резолюцию по этому докладу. От фактов, которые изложены в этом докладе, желудок сжимается от ужаса. То, что произошло с геями в Чечне, можно сравнить только с военными преступлениями. Но это еще более страшная ситуация, потому что войны в Чечне нет. А убитые — есть».
Рафаль Комтэ, депутат от Швейцарии: «Права ЛГБТИ-людей существуют не только для западных стран, они для всех стран Совета Европы. То, что случилось в Чечне, — это ужасающая ситуация, и я благодарен за очень четкий посыл этого доклада: такие преступления неприемлемы.
«Россия должна защищать права всех своих граждан, не деля их на первый и второй сорт».
Пол Гаван, депутат от Ирландии:«Очень тепло приветствую этот доклад и поддерживаю полностью резолюцию по этому докладу. Это ужасающее преступление, и Россию стоит вернуть в эту комнату (имеется в виду вернуть российскую делегацию в ПАСЕ. — Е. М.) даже не для того, чтобы заставить соблюдать права человека, а для того, чтобы она понесла ответственность за это преступление».
Маривон Блондин, депутат от Франции:«Я бы хотела отметить, как точно расставлены акценты в этом докладе. Он показывает реакцию российских властей и властей Чечни, и сама эта реакция — отрицание права геев на существование — является подтверждением тех ужасающих фактов нарушения прав человека, в которых обвиняют Чечню и — шире — Россию. Франция будет играть активную роль в том, чтобы это преступление не сошло с рук преступникам».
Керстин Лундгрин, депутат от Швеции: «Ответственность за это преступление, безусловно, лежит на президенте Путине. Мы видели, как он улыбался, когда Рамзан Кадыров сидел напротив и говорил, что ЛГБТИ-людей в Чечне не существует. После закона о запрете гей-пропаганды угроза для всех ЛГБТИ-людей в России удвоилась, и в результате мы стали свидетелями страшного преступления против геев в Чечне».
После часовых дебатов резолюция к докладу Пита де Бройна была единогласно принята членами ПАСЕ. Основные пункты резолюции:
- ПАСЕ констатирует, что в 2017 г. на фоне сознательно конструируемой, систематической и распространенной по всей стране дискриминации и насилия в отношении ЛГБТИ-сообщества в Чечне развернулась кампания преследования, сопровождавшаяся похищениями, незаконными удержаниями, пытками, избиениями, запугиванием и унижением человеческого достоинства мужчин и женщин по мотиву их сексуальной ориентации.
- ПАСЕ считает, что публичное отрицание чеченскими и федеральными властями России существования геев в Чечне — это возмутительное проявление ненависти, дискриминации и, в целом, дегуманизации российской власти, а также косвенное доказательство причастности республиканских и федеральных властей к этому преступлению.
- ПАСЕ признает, что у ЛГБТИ-людей в Чечне нет возможности обратиться за помощью и защитой к российским властям, и такие обращения опасны для жертв и их семей.
- ПАСЕ признает ЛГБТИ-людей, покидающих Чечню из-за преследований, беженцами, на которых распространяются положения Женевской конвенции о статусе беженцев, и призывает все страны Европы активизировать свою поддержку и помощь жертвам.
- ПАСЕ считает, что закон о запрете так называемой «пропаганды нетрадиционных сексуальных отношений среди несовершеннолетних» способствует распространению преступлений ненависти и дискриминации в России и должен быть отменен.
- ПАСЕ считает и будет делать все для того, чтобы заставить Россию провести беспристрастное расследование, а в случае отказа государства от главной своей обязанности защищать всех своих граждан, Россия должна предоставить возможность для проведения международного расследования. ПАСЕ будет всячески содействовать проведению такого расследования.
Поддержите
нашу работу!
Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ
Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68