Репортажи · Политика

Наш лимузин вперед летит

Россия, кажется, догнала США. Чем запомнились Путин и Трамп на мероприятиях к столетию окончания Первой мировой

Юрий Сафронов , обозреватель «Новой», журналист RFI, Париж
В Париже завершились массовые гуляния президентов и премьеров по случаю 100-летия окончания Первой мировой. Главы государств — семьдесят душ (добавьте сюда жен и персонал) — отметили юбилей торжественным ужином в Музее Орсе, скромной и трогательной церемонией на Елисейских полях, официальным обедом в Елисейском дворце (дамы обедали в Версале) и Парижским форумом мира, который прошел на бывшей бойне. Глубинный смысл этих мероприятий еще предстоит найти, а пока ограничимся контрастными картинками.
После рукопожатия Путина и Трампа. Фото: Reuters

Картинка 1. Дипломатия на коленке

Перед тем как принять высоких иностранных гостей в Париже, президент Франции неделю ездил по северным и северо-восточным уголкам страны, сильнее всего пострадавшим от «великой войны». В печально памятном Вердене президент произнес неосторожную фразу. В интервью радио Europe 1 Макрон сказал о необходимости создания «настоящей европейской армии» для того, чтобы «защитить нас от Китая, России и даже от Соединенных Штатов Америки».
Интервью вышло утром 6 ноября, а буквально через три дня, вечером 9-го, едва приземлившись в парижском аэропорту, Дональд Трамп оперативно запустил твит:
«Президент Франции Макрон только что предложил построить в Европе собственную армию для защиты от США, Китая и России. Это оскорбительно, но, возможно, Европе сначала стоило бы платить справедливую долю в бюджет НАТО, который в значительной степени субсидируется США».
Утром у Трампа была намечена встреча с Макроном, и этим твитом президент США, можно сказать, провел артподготовку к ней. На следующий день в Елисейском дворце Макрону пришлось успокаивать Трампа, который сидел на стуле с таким видом, как будто его скрутил какой-нибудь тяжелый геополитический недуг.
«Я понимаю, что нагромождение сюжетов в интервью могло вызвать путаницу…» — объяснил Макрон, обращаясь к насупившемуся Трампу. Президент Франции также подчеркнул, что решение европейцев создать собственные силы обороны не означает отказ от НАТО, и пообещал увеличить вклад Парижа в финансирование организации.
Трамп, не меняя выражения лица, процедил, что впечатлен словами президента Франции про бюджет НАТО. И добавил о Макроне в третьем лице: «Мы с ним стали очень хорошими друзьями в течение этих лет» (хотя они и знакомы-то чуть больше года).
«Если президент США решит усилить безопасность одного из штатов, он не станет просить своих друзей: Германию или другие европейские правительства финансировать это. <…> Вот почему я думаю, что нам нужно больше собственной европейской обороны», — пояснил Макрон, а когда журналисты попытались задать вопросы, он вместо ответов зачем-то несколько раз погладил президента США по колену. Трамп не ответил взаимностью, продолжая сидеть в той же каменной позе, а журналистов вывели из комнаты. Так что мы не узнали, сумел ли Макрон хоть немного сгладить острые углы франко-американских отношений.

Картинка 2. Шампанское во славу погибших

Сразу после этой встречи Трамп должен был вылететь на американское кладбище в лесу Бело (департамент Эна), но отменил визит «из-за плохих метеоусловий»: шел дождик.
Это был, безусловно, сильный жест со стороны президента США, особенно на фоне исторического знания о том, в каких метеоусловиях приходилось здесь воевать американским солдатам.
Но не все так печально: вместо себя Трамп послал на кладбище главу аппарата Белого дома отставного генерала Джона Келли (с супругой) и госсекретаря Майка Помпео. А на следующий день президент США все же выбрался на кладбище в Сюрен, расположенное в трех километрах от Парижа.
Впрочем, это не скрасило тоску Жака Крабаля — мэра и депутата французского Нацсобрания от департамента Эна. Накануне Крабаль ожидал встретить президента Соединенных Штатов на кладбище в лесу Белло, заготовив по такому случаю для Трампа бутылочку доброго шампанского и почему-то книгу басен Лафонтена. Но все старания, можно сказать, пошли прахом и депутату от макроновской партии «Вперед, Республика!» осталось жаловаться на это французским СМИ, фотографируясь с бутылкой в подарочной упаковке.

Картинка 3. Все на автобусах, а мы — лидеры мира

В 11 утра 11 ноября, в воскресенье (то есть ровно в тот час, когда в Компьенском лесу было задокументировано окончание Первой мировой), была назначена церемония у Триумфальной арки на Елисейских полях. По задумке организаторов президенты должны были с утра пораньше прибыть в Елисейский дворец и оттуда вместе поехать к арке на автобусах. Это был жест, демонстрирующий теоретическую возможность какого-никакого единения между главами разных государств. Но не все могли себе это позволить. И пока толпа других лидеров во главе с Макроном и Меркель со скорбными лицами терпеливо шлепала под дождем от автобусов к трибунам, два «полюса» многополярного мира мчались к вечному огню на бронированных лимузинах. И все равно приехали позже других.
«Лидеры РФ и США — единственные в мире президенты, которые даже во время зарубежных поездок используют привезенные с собой автомобили», — с энтузиазмом подчеркнуло ТАСС факт установившегося в этом году паритета. Давно известно, что президенты США даже за границей ездят на своих машинах, не доверяя «гостевым». Теперь и Россия в этом смысле догнала Америку. В парижском аэропорту Владимира Путина ждал доставленный из РФ лимузин Aurus Senat.
К трибуне Трамп прибыл где-то в 11.15, а Путин — в 11.19. Не важно, что в итоге церемония к столетию окончания Первой мировой началась чуть позже, а тысячи людей постояли под дождем чуть дольше. Зато российскому лидеру при поддержке американского коллеги еще раз удалось изменить ход истории.
К слову, ход кортежа Трампа слегка замедлили три активистки Femen, бросившиеся ему наперерез. У каждой из них на теле красовалась надпись «Fake peace makers. Real dictators». Активисток скрутили, но акция им явно удалась. А ведь если бы Трамп поехал на автобусе, он бы избежал этой мелкой неприятности, а Femen с полным основанием могли сохранить себя для следующего кортежа. Но на следующий кортеж активисток уже не хватило.
Выйдя из лимузина у Триумфальной арки, Путин приблизился к трибуне, пожал руки Макрону, Меркель, а потом Трампу, которому затем показал большой палец. Политологи уже ищут в этом жесте скрытый смысл. Не будем их отвлекать, перейдем к более серьезным вещам.
Вот первая из них: после церемонии на обед в Елисейский дворец теперь уже Трамп прибыл позже Путина. Таким образом, счет в «лимузинной войне» сравнялся. Теперь можно готовиться к саммиту Большой двадцатки в Буэнос-Айресе.
под текст
На выкрик-вопрос (почему-то заданный в прошедшем времени) от сотрудника российского сайта Life: «What did you say Putin?» — президент США ответил со ступенек Елисейского: «Good lunch!» Говорят, за обедом Трамп и Путин все-таки перебросились парой слов. Выходя из Елисейского, президент РФ на вопрос, как прошло общение, ответил: «Хорошо». Но возможности для нормальной беседы у них не было: президенты сидели по разные стороны стола. Не было и желания — по крайней мере, с американской стороны.

Картинка 4. «Национализм — это предательство»

Прошедшая перед обедом церемония у Триумфальной получилась сдержанной, лаконичной и без явных признаков фальши, если в принципе не считать фальшью любые подобные церемонии (и не брать в расчет тот момент, когда главнокомандующий Макрон нагревал меч над вечным огнем — «оживлял пламя»). Дети читали письма солдат с фронта, музыканты играли, Макрон произнес недлинную речь.
Упомянул про «10 миллионов убитых, 6 миллионов раненых и покалеченных, 3 миллиона вдов <…>, миллиард снарядов, выпущенных только на французской земле». Уколол Дональда Трампа, который не так давно, к выборам, сказал: «Я — националист». «Патриотизм — это полная противоположность национализму: национализм — это предательство». Говоря «наши интересы — в первую очередь» (America First. — Ред.), «мы стираем самое ценное, что есть у нации»: «ее моральные ценности», — отчеканил Макрон.
А вместо традиционного «Vive la France!» в концовке речи произнес: «Да здравствует мир между государствами! Да здравствуют свободные нации мира! Да здравствует дружба между народами! Да здравствует Франция!»
После этого мне почему-то вспомнилось, как в конце октября Ангела Меркель предложила не поставлять оружие Саудовской Аравии в наказание за убийство журналиста Хашогги, а Макрон отказался от этой идеи, назвав ее «чистой демагогией».
При помощи западного оружия, напомню, с весны 2015 года Саудовская Аравия ведет войну в Йемене, о которой, в отличие от сирийской, говорят очень мало. (И вот в понедельник, 12.11.2018 глава МИД Франции Ле Дриан, а также его коллеги их США и Великобритании призвали прекратить эту войну. «В этой войне не будет победителя. Значит, нужно ее прекратить», — пояснил Ле Дриан.)
Но перейдем от грустных мыслей в залы Большого павильона Ла-Виллет, в которых до 1974 года размещалась бойня. В воскресенье в этом помещении открылся первый Парижский форум мира.

Картинка 5. «Давос

Макрон задумал форум для того, чтобы обсудить вопросы «развития более справедливой глобализации и более эффективной, многополярной системы». Во весь голос он объявил об этом в августе, в ежегодном послании к французским дипломатам.
«Партнер, с которым Европа вместе построила послевоенный многополярный мир, кажется, повернулся спиной к нашей совместной истории», — сказал Макрон. И подчеркнул, что в этих условиях «основной вопрос заключается не в том, возьму ли я под руку Дональда Трампа на ближайшем саммите», а в том, что ответ на возникший «кризис многополярности» должен быть найден «посредством глубинного переустройства миропорядка».
На «ближайшем саммите», как известно, Макрон взял Трампа за коленку, но и это не стало поворотным моментом на пути к переустройству мира. Трамп на форум просто не поехал, а отправился на кладбище (см. выше). И этот человек еще называл Макрона своим другом!
Впрочем, Парижский форум мира все равно обещает долго жить. «У экспертов по безопасности есть Мюнхен, Шангри-Ла или Валдай, у экономистов — форум в Давосе, но пока нет форума для обсуждения вопросов эффективного управления», — сказал Макрон, назвав Парижский форум «Давосом по вопросам мира» и приказав ему быть ежегодным.
В этом году на форум приехали 850 участников, представивших 120 «инициатив в области управления», разделенных на пять тем (мир и безопасность, экология, развитие, цифровые технологии, инклюзивная экономика). По итогам форума, который завершится во вторник, выделят деньги на 10 проектов. Среди участников — Фонд Кудрина и МГИМО, которые работают над придуманной Макроном полтора года назад в Версале российско-французской инициативой «по развитию гражданского общества («Трианонский диалог»).
Президент РФ в Большой павильон Ла-Виллет приехал, отсидел вступление и умчался на лимузине в центр города: возложить цветы к памятнику солдатам Русского экспедиционного корпуса и дать интервью телекомпании RT (которую Макрон там же, в Версале, полтора года назад обстоятельно и со вкусом в присутствии молчавшего Путина называл «органом лживой пропаганды»).
В это время Макрон вместе с главой ЮНЕСКО, премьер-министрами Канады и Норвегии, президентами Коста-Рики, Сенегала и Туниса поддержали работу «Репортеров без границ», которые за пару дней до этого представили декларацию по информации и демократии.
Предполагается, что власти стран, присоединившихся к декларации, будут делать все для поддержки распространения объективной и свободной информации, которая является «всемирным достоянием человечества» и для обеспечения безопасности журналистов.
В мире «идут наступательные действия» на свободу слова — «со стороны авторитарных режимов, со стороны радикальных движений», «которые пытаются контролировать, цензурировать», «запускают массированные кампании по дезинформации, атакуют журналистов», — сказал Макрон, уточнив: «Список (погибших), к несчастью, является слишком длинным. Но как не назвать имена Анны Политковской, Джеймса Фоули (убит боевиками ИГИЛ в 2014-м. —Ред.), Жоржа Волински (художник, погибший при нападении на редакциюCharlie Hebdo. —Ред.), Яна Куцяка (словацкий журналист, убитый в феврале 2018-го. —Ред.),Джамаля Хашогги и многих других».
Декларацию пока поддержали 12 стран, России среди них нет.
На форуме говорили о Сирии (генсек ООН), говорили об Украине. Второй вопрос обсуждался в ходе проведенной экспромтом встречи между Порошенко, Макроном и Меркель.
Поздно вечером в воскресенье Елисейский дворец прислал совместное заявление президента Франции и канцлера Германии «о ситуации на востоке Украины».
В заявлении:
- осуждаются «незаконные выборы на отдельных территориях Донецкой и Луганской областей»; - анонсируются «ближайшие дискуссии министров иностранных дел», «посвященные возможной (миротворческой) миссии под эгидой ООН»; - приветствуется «перспектива нового обмена пленными и освобождения всех политзаключенных до конца года».
Откуда взялись сведения о такой перспективе? Но если «перспектива» исполнится, я бы по такому случаю и от шампанского не отказался. Знаю, у депутата Крабаля осталось от Дональда Трампа.