Комментарий · Экономика

«Нефтяной бизнес на внутреннем рынке перестает быть рентабельным»

Крупные нефтяные компании повышают цены на топливо для корпоративных клиентов

Анастасия Тороп , корреспондент
Фото: РИА Новости
31 октября правительство договорилось с крупнейшими нефтегазовыми компаниями о продлении заморозки цен на бензин на уровне мая этого года, а затем – до конца марта 2019-го — корректировке их с учетом инфляции.
В ответ компании не только начали сокращать скидки через топливные карты, но и вводят наценки за пользование ими, пишет газета «Коммерсант» со ссылкой на источники в отрасли.
Теперь бизнес-клиентам приходится платить на 5% больше «цены стелы» АЗС за дизель и — на 1% за бензин. Близкий к нефтекомпании собеседник газеты назвал это повышение «сервисным сбором за топливную карту». Повышение цен для корпоративных клиентов уже создает сложности для грузоперевозчиков и ритейлеров.
Хотя ценовые условия на АЗС по топливным картам ухудшают все крупнейшие нефтекомпании, среди компаний, пошедших на повышение выше розничных цен, издание называет только одну — «Газпром нефть».
Собеседники «Коммерсанта» утверждают, что скидки по топливным картам отменила «Роснефть», а условия у ЛУКОЙЛа для бизнес-клиентов «стали хуже».
Нефтегазовые компании отказались официально комментировать информацию. В аппарате вице-премьера Дмитрия Козака журналистам сообщили, что в правительстве нет информации об изменениях в клиентских программах сетей.
По словам партнера консалтингового агентства RusEnergy Михаила Крутихина, повышение цен для корпоративных клиентов – попытка сохранить хотя бы часть своих доходов на внутреннем рынке и спасти бизнес.
«Нефтяной бизнес на внутреннем рынке перестает быть рентабельным из-за того, что розничные цены искусственно удерживаются, а доля налогов, которые отбирает правительство, растет. Именно поэтому компании вынуждены повышать цены», – считает Крутихин.
В то же время, продолжает эксперт, все обещания правительства компенсировать компании убытки из-за удержания розничных цен остаются на бумаге и не выполняются.
Крутихин также отметил, что цены на бензоколонках, которые не входят в крупные компании, будет повышаться: «они вынуждены закупать топливо либо у вертикально-интегрированных компаний, либо на бирже, где оптовые цены продолжают расти».
«На таких колонках, а их 60%, будут расти цены как для обычных покупателей, так и для корпоративных», – сказал Крутихин.
По мнению эксперта, идея удерживать розничные цены на бензин могла бы сработать, но только в том случае, если правительство будет сокращать или как минимум не повышать акцизы на топливо.
Аналогичное мнение высказал директор института стратегического анализа компании ФБК Игорь Николаев:
несмотря на то, что доля налогов в цене каждого литра бензина чрезвычайно высока, правительство продолжает ее увеличивать.
«Летом после роста цен на бензин в правительстве фактически отказались от повышения акциз, а сейчас решили их повысить, хотя возможности для того, чтобы это не делать есть – в следующем году ожидается двухтриллионный профицит бюджета. Если не повышать акцизы на топливо, то профицит бюджета уменьшится незначительно», – считает Николаев.
Отмена скидок для корпоративных клиентов свидетельствует, что государство не учло все возможные действия нефтяников, когда договаривалось с ними об удержании цен на бензин на уровне майских до конца года, говорит Николаев.
Повышение цен для корпоративных клиентов касается и простых граждан, так как топливная составляющая есть в цене практически любого продукта и даже услуги.
Однако, по словам Николаева, это не значит, что цены поднимутся повсеместно: какие-то торговые сети могут оставить их на том же уровне и за счет этого отвоевать часть рынка.