Участники церемонии открытия. Фото: Зиявудин Увайсов
Сегодня в центре Махачкалы прошла церемония закладки Аллеи памяти погибших журналистов. Организатором выступил Союз журналистов Дагестана, присутствовали родственники, коллеги.
Около Дома печати, где располагаются редакции большинства республиканских газет, участники церемонии высадили 23 саженца клена. Аллея должна стать основой будущего парка.
«Нами было принято решение помимо дагестанских журналистов отдать дань уважения и убитым журналистам «Новой газеты», которые много сделали для Кавказа: Юрию Щекочихину, Анне Политковской, Наталье Эстемировой. Также мы помянули и Эльвиру Горюхину, — рассказал «Новой» секретарь дагестанского Союза журналистов Али Камалов. — Имя Эльвиры Николаевны Горюхиной выбивается из этого скорбного списка — она скончалась после долгой болезни в январе этого года. Тем не менее мы считаем, что ее имя имеет право быть здесь. Эльвира Николаевна была не просто журналистом, но и учителем. Она очень любила нашу республику, объездила многие горные села, давая в школах открытые уроки литературы, а на самом деле — уроки доброты нашим детям».
Каждое посаженное дерево на Аллее памяти символизирует погибшего журналиста.
Начиная с 1992 года за свою профессиональную деятельность в Дагестане были убиты 19 журналистов. Расследовать подобные дела Следственный комитет не спешит.
Иначе как объяснить, что ни одно из уголовных дел, возбужденных по фактам убийств журналистов, так и не дошло до суда, а значит, не было раскрыто. Сценарий, как правило, один: первоначально следствие идет весьма активно. Но как только проходит общественный интерес к событию, папки с уголовным делом перекочевывают на полки следственного управления, где они пылятся годами, а затем дела тихо закрывают — по истечении сроков давности.
Одно из самых резонансных убийств — покушение на владельца и главного редактора влиятельной дагестанской газеты «Черновик» Гаджимурада Камалова в 2011 году. Камалов был расстрелян прямо на пороге редакции. Родственники и коллеги годами бились за то, чтобы привлечь к ответственности организаторов и заказчиков убийства, имена которых известны. Пока безрезультатно. После ареста вице-премьера Дагестана Шамиля Исаева в феврале этого года прошла информация, что помимо обвинений в коррупции следователи также намереваются предъявить ему обвинение в причастности к убийству Хаджимурада Камалова (именно на Исаева родственники журналиста публично возлагали ответственность за случившееся). Пока официально обвинение не предъявлено.
Последняя жертва в расстрельном списке — корреспондент интернет-издания «Кавказский узел» Ахмеднаби Ахмеднабиев. Он был расстрелян в Махачкале в собственной машине в 2013 году. До сих пор в уголовном деле по факту убийства не появилось даже подозреваемых.
«Всякий раз, когда я приезжаю в Дагестан — испытываю радость и горечь одновременно. Радость от встречи с мужественными журналистами, которые делают то, что во многих регионах России журналисты не осмеливаются делать. Горечь — оттого, что всякий раз ты понимаешь — число журналистов, погибших за честное слово, становится все больше, — выступила перед собравшимися вице-президент Европейской федерации журналистов и бывшая жена Юрия Щекочихина Надежда Ажгихина. — Журналисты Дагестана — это журналисты России. Те журналисты, которые осмеливаются писать правду о Кавказе — лучшие журналисты. Нельзя позволить себе забыть о том, что мы делаем одно дело и мы одна страна».
Еще в 2012 году тогдашний глава Дагестана Магомедсалам Магомедов подписал Указ №78 об установлении памятника погибшим журналистам. Члены республиканского Союза журналистов даже выбрали эскиз будущего монумента. Дело было за финансированием — чиновники не спешили его выделять. Следующий глава Дагестана — Рамазан Абдулатипов тоже был за: «Памятник будет установлен. Мы сделаем все для этого». В 2013 году при участии министерства печати даже был заложен камень с надписью: «На этом месте будет установлен памятник журналистам, погибшим при исполнении служебного долга». С тех пор денег так и не дали. Абдулатипов ушел. Пришел Владимир Васильев. Союз журналистов Дагестана и к нему обратился с просьбой поспособствовать установлению памятника. Ответа так не получил.
Спасибо, теперь на почту вам будут приходить письма лично от редакторов «Новой»