28 октября в краснодарском селе Успенское во время выступления в передвижном цирке-шапито «Мондиаль» на четырехлетнюю девочку, которая сидела в первом ряду, напала львица. Дрессировщик не смог ее удержать, животное прорвало заграждение и укусило ребенка. Девочка была госпитализирована, ее жизни сейчас ничего не угрожает, но шрамы на лице, возможно, останутся на всю жизнь.
Правоохранительные органы задержали владельца передвижного цирка — им оказался 51-летний частный предприниматель. Следственный комитет возбудил уголовное дело по второй части статьи 238 УК РФ (оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности), максимальное наказание по которой — лишение свободы сроком до шести лет.
За день до этого у московского Цирка на Цветном бульваре зоозащитники провели акцию против жестокого обращения с животными. Они повесили на здание баннер с надписью «Животным не место в клетках», пытаясь привлечь прохожих к проблеме физического и психологического состояния животных в цирковых условиях. Все эти события происходят на фоне большого количества резонансных случаев жестокого обращения с животными в цирке или нападения животных на зрителей или дрессировщиков — в 2018 году минимум на десять таких историй обратили внимание СМИ.
Существует по меньшей мере два непримиримых лагеря в обсуждении проблемы цирков с животными и контактных зоопарков.
- Одна группа считает, что в цирках со зверьми обращаются нормально и ничего такого, что было бы для них противоестественно, в процессе дрессуры или выступлений не происходит. К сторонникам такого подхода относятся в том числе сами дрессировщики — в том числе многоопытные.
- Представители диаметрально противоположной точки зрения считают, что любое нахождение зверя в неестественной среде обитания (если это не клиника для животного) — это садизм, и в XXI веке мучать животное на потеху публике просто нельзя.
«Новая» выслушала позиции обеих сторон в связи с вновь обострившимся спором между сторонниками и противниками цирков и изучила мировой опыт изменяющегося отношения к животным в неволе.
В случае с нападением на Кубани у львицы мог сработать «инстинкт хищника», считает зоозащитник, председатель «Альянса защиты животных» Юрий Корецких. Обострение этого инстинкта у циркового, хотя и дикого зверя напрямую связано с жестоким обращением с животными в цирках-шапито, уверен он. «Целыми днями они содержатся в клетках, их выводят всего лишь на пару часов на репетицию. От этого у зверей страдает психика. Дрессировка сказывается на их поведении, животные становятся агрессивными, — рассказывает зоозащитник. — Конечно, в случае на Кубани было и прямое попустительство со стороны цирковых работников, которые не уделили должного внимания безопасности и не закрепили как следует сетку».
Зоозащитник отметил, что у частных цирков, подобно «Мондиалю», как правило, плохо с деньгами, что напрямую сказывается на условиях содержания животных и, вероятно, на квалификации дрессировщика. Но к животным плохое отношение может быть и в государственном цирке, добавляет Корецких.
«По своей сути цирк — это рабство животных», — категоричен он.
Противники цирков с животными напоминают о случае в сентябре 2018 года на шоу дрессировщиков Карины и Артура Багдасаровых. Во время выступления в Магнитогорске одна из тигриц забилась в конвульсиях после прыжков сквозь горящее кольцо. Зоозащитники обвинили дрессировщика в жестоком обращении с животным — он попытался привести ее в чувство хлыстом. За дрессировщика тогда вступился Эдгард Запашный, заявивший, что если бы остальные тигрицы увидели слабое животное, то они бы напали на дрессировщиков и спасти не удалось бы никого. Позднее выяснилось, что
у прыгавшей через кольцо тигрицы случился эпилептический припадок.
Позиция «Росгосцирка» и дрессировщиков
«Мы не знаем, в каких условиях выступали в этой частной палатке. Животные в «Росгосцирке» содержатся в идеальных условиях, в государственных цирках созданы все необходимые меры безопасности, чтобы со зрителями ничего не случилось», — заверяет «Новую» заместитель генерального директора «Росгосцирка» Сергей Беляков.
В главном государственном цирке причину подобных нападений животных на зрителей и дрессировщиков видят в отсутствии контроля над деятельностью передвижных цирков. «Сейчас цирк-шапито по факту может организовать любой желающий — для этого достаточно приобрести необходимые конструкции и собрать команду артистов. Вопросам безопасности зрителей порой уделяется недостаточно много внимания, что влечет за собой подобные инциденты», — так говорится в пресс-релизе «Росгосцирка», который появился сразу после инцидента в Краснодарском крае.
Профессиональные дрессировщики животных согласны с коллегами. В недавнем интервью «Новой газете» Николай Павленко отмечал, что зоозащитники видят причину несчастных случаев исключительно в жестокости при дрессировке: «Покажите человека, чтобы он битьем животное подготовил к выступлению! Дрессировка — это выработка условных рефлексов, и ничего другого. Это мини-зоопсихологическая лаборатория». По его словам, издевательства над животными происходят в частных цирковых палатках, но зоозащитники не обращают на них такого пристального внимания. «Защищаете животных — так выходите на правительство, добивайтесь принятия закона, чтобы частные цирки хотя бы получали лицензию», — импульсивно заявил дрессировщик.
«Росгосцирк» уже выступал в 2016 году с такой инициативой, однако судьба разработанной концепции по лицензированию цирков-шапито осталась неизвестной. После нападения на Кубани госкомпания снова выступила с требованием регламентировать их деятельность.
Законодательство в России
Фото: РИА Новости
В 2010 году в Государственную думу внесли законопроект «Об ответственном обращении с животными». Он устанавливал требования по содержанию и обращению с животными, в том числе бездомными. Согласно тексту документа организации, к которым в том числе относятся и стационарные цирки, обязаны получить лицензию на свою деятельность до 1 июня 2020 года. В противном случае они не имеют права использовать животных в своей программе. Передвижные цирки предлагалось запретить вовсе. Депутаты поддержали законопроект в марте 2011 года. В июне 2017 года в Госдуме заверили, что проект «почти на выходе» и будет принят в ближайшие месяцы, но он так и не дошел до второго чтения.
Вместо этого в декабре того же года президент России Владимир Путин подписал закон о внесении изменений в статью 245 УК («Жестокое обращение с животными»). Документ ужесточил наказание за насильственные действия над животными, которые привели к их гибели или к появлению увечий (штраф в размере до 800 тысяч рублей, обязательные работы до 360 часов или лишение свободы сроком до трех лет).
Правозащитники настаивали, что принятый закон «слабый», поскольку хулиганские или корыстные мотивы в отношении животных сложно доказать. «Возможно, кого-то этот закон и остановит, но проблема с живодерством не решится. Похоже, что этот законопроект был внесен, чтобы отвлечь внимание от основного законопроекта об ответственном обращении с животными, за который мы голодали и который так и не был принят», — рассказывал в ноябре прошлого года Юрий Корецких.
Как отметила в разговоре с «Новой» глава проекта «Зооправа» Анастасия Федюнина, действия дрессировщиков по отношению к цирковым животным не подпадают под уголовное законодательство.
«В идеале мы хотели бы добиться отмены использования животных в любых цирковых представлениях, как это сделано во многих странах мира», — отмечают правозащитники.
Мировая практика
России в вопросе пересмотра своего отношения к циркам с животными есть куда стремиться. Запреты или ограничения на использование диких животных в цирке существуют более чем в 45 странах мира. Первым государством, которое запретило на общенациональном уровне использовать диких животных в цирковых представлениях, стала Австрия в 2002 году. Аналогичный запрет распространен в Латвии, Венгрии и Румынии.
Фото: РИА Новости
Запрет на использование любых животных в представлениях существует в Боснии и Герцеговине, Греции, Кипре и Великобритании. В Эстонии и Польше запрещены цирки, в которых участвуют животные, рожденные на воле.
В некоторых странах, например в Германии, Ирландии и Франции, подобные ограничения распространяются на конкретные города или муниципалитеты. В других государствах делаются исключения для отдельных животных: в частности, в Бельгии разрешено выступать в цирках попугаям и верблюдам (бельгийцы считают их домашними).
Спасибо, теперь на почту вам будут приходить письма лично от редакторов «Новой»