Крупнейшие нефтяные компании согласились сдерживать как розничные, так и оптовые цены на уровне начала июня как минимум до конца года, а до конца марта 2019-го — корректировать их с учетом инфляции. Чтобы избежать снижения биржевых торгов топливом, которые может вызвать заморозка цен на внутреннем рынке, и высокие цены на экспорт, их также обязали поставлять на внутренний рынок на 3% больше, чем в прошлом году. Так решили 31 октября после совещания в правительстве «Роснефть», «Газпром», «Газпром нефть», ЛУКОЙЛ, «Сургутнефтегаз», «Татнефть», «Нефтегазхолдинг», «Новый поток» и Иркутская нефтяная компания, а также вице-премьер Дмитрий Козак. Козак дополнительно пригрозил, что если договоренности нарушит хотя бы одна компания, наказаны будут все — вплоть до введения заградительных экспортных пошлин, о которых ранее говорил Дмитрий Медведев.
Данные меры, как считается, должны помочь независимым АЗС, источником нефти для которых являются только оптовые закупки. Если цены на своих «колонках» крупные нефтяные компании после весеннего роста цен по просьбе правительства держат с июня, то оптовые цены на нефтепродукты осенью, вслед за ценами на сырую нефть, значительно выросли — только в сентябре бензин, по данным Росстата, подорожал на 10%. В октябре динамика роста была столь же неутешительна.
Владельцы небольших автозаправок, чья доля в отрасли составляет более половины от всей розницы бензина, стали открыто говорить об угрозах своему бизнесу. «Независимые заправки от Приморья до Краснодара не могут купить дизельное топливо у нефтяников мелким и средним оптом. Цены на товар в опте выставляются выше розничных — тех, по которым сами крупные компании продают бензин и дизель у себя на заправках», — жаловался на прошлой неделе в разговоре с РБК глава Независимого топливного союза Павел Баженов.
То, что нефтяники вместе с правительством решили сейчас, — это, по сути, попытка «мягко» войти в 2019 год без подорожания одного из самых социально значимых ресурсов, и после Нового года нефтяные компании, поставляя независимым АЗС топливо по замороженным ценам, смогут не увеличивать продажи на бирже. Как отмечает «Коммерсантъ», это было единственное послабление нефтяникам, и было оно принято по настоянию «Роснефти» — «чтобы исключить спекуляции со стороны трейдеров».
Против трейдеров, а также против независимых АЗС «Роснефть» также выступила 31 октября с заявлением на своем сайте, выпущенном за несколько часов до начала совещания. Рост цен на независимых заправках в компании назвали «провокацией» и желанием «извлечь сверхдоходы для своих собственников», которые «зачастую» — извечный триггер — не проживают в России. «Роснефть» предложила ряд решений, об обсуждении которых в правительстве с лета сообщали в СМИ. Среди них — предложение ввести минимальную долю всей добываемой сырой нефти для обязательной переработки внутри страны на уровне 17,5%.
Постановление о подготовке соответствующих поправок в начале октября подписал премьер Дмитрий Медведев, а о первых обсуждениях в правительстве еще в августе сообщал «Коммерсантъ». Источники газеты отмечали, что автором инициативы была все та же «Роснефть» — внезапно! — крупнейший владелец нефтеперерабатывающих заводов в стране (более трети в первичной переработке). Таким образом, компания Игоря Сечина могла бы загрузить свои наименее эффективные заводы.
В первую очередь такое предложение может ударить по независимым нефтедобытчикам, продающим свою нефть сразу на экспорт с льготами по экспортной пошлине.
Однако главной целью плана «Роснефти» по спасению «социально-экономической обстановки» являются не независимые нефтедобытчики со своей пятипроцентной долей в общей нефтедобыче, а все те же независимые АЗС, считает Михаил Крутихин, партнер консалтингового агентства RusEnergy. Кроме того, чтобы распространить и на них обязательства по заморозке цен, в «Роснефти» также предложили перенести на автозаправки — вместо нефтеперерабатывающих заводов — уплату акциза на нефтепродукты.
«Для крупной компании, у которой есть свои бензоколонки, перенос акциза с завода на колонку ничего не даст. А если вдруг акциз будут взимать не с перерабатывающего завода, а с владельца АЗС, у которого нет своего завода, это будет дополнительным налоговым бременем для мелких реализаторов топлива на рынке.
То есть это вытеснение мелких компаний и укрупнение той же самой «Роснефти». Это хитрый трюк, который просто добавит налогов конкурентам»
, — говорит Крутихин «Новой».
Пока крупные вертикально интегрированные нефтяные компании смогут компенсировать убытки от торговли на внутреннем рынке доходами от экспорта, для независимых АЗС новые затраты будут неподъемны. Однако вытеснение малых конкурентов с их позиций в рознице откроет, по мнению Крутихина, перед той же «Роснефтью» новые обязательства. «Придется выполнять и некий социальный заказ: строить и открывать автозаправочные станции в очень отдаленных местах, куда крупные компании не имеют никакого интереса добираться. И правительство, естественно, потребует: раз уж вы заменяете мелких игроков на рынке своими собственными крупными сетями, то извольте заменять их полностью, а не концентрируя АЗС только в нескольких крупных городах, придется доставать и до деревень», — объясняет Крутихин. Впрочем, как уже отмечалось, ничто не мешает под этот «соцзаказ» компании Сечина попросить новые льготы — не за свой же счет все делать.
Спасибо, теперь на почту вам будут приходить письма лично от редакторов «Новой»