Тема будущего российских авиакомпаний в последние дни активно обсуждается в контексте двух новых поручений правительства. Сначала стало известно, что Белый дом поручил Сбербанку и ВТБ создать нового перевозчика для региональных линий. Это благое начинание может закончиться постепенным уходом частных компаний с рынка из-за монополии государства в отрасли, констатируют эксперты.
Затем Министерство транспорта объявило о планах по переносу в Россию сервисов для бронирования и продажи билетов. Такую необходимость в ведомстве объясняют возможной утечкой данных пассажиров за рубеж.
Крупнейшая частная авиакомпания России S7 Airlines заявила, что «национализация данных» приведет к полной остановке деятельности авиаперевозчиков в России из-за огромных затрат.
«Новая» узнала у экспертов, как последние инициативы правительства скажутся на отрасли и куда после этого можно будет улететь.
Со ссылкой на источники в госбанках, «Ведомости» сообщили, что правительство поручило Сбербанку и ВТБ создать авиакомпанию для региональных перевозок. Пассажиропоток компании, как ожидается, составит до 10 млн человек в год — что ставит «банковский» проект в один ряд с крупнейшими российскими авиакомпаниями, «Аэрофлотом» и S7 Airlines. Но две этих компании принимают на себя большое количество международных рейсов, следовательно, детище Сбербанка и ВТБ станет главным игроком на рынке региональных перевозок. Для сравнения, ближайшими по численности пассажиропотока авиакомпаниями, которые также специализируются на региональных перевозках, — являются «Ямал» и Utair — их пассажиропоток составляет всего до двух и одного миллиона в год соответственно.
— Если компания будет создаваться как рыночный проект, на равных условиях со всеми, то это надо только приветствовать, потому что все предыдущие годы конкуренция только сокращалась, — считает эксперт института транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ Федор Борисов. — Если же как проект, который будет иметь явные или скрытые преференции, — это может привести к уходу независимых компаний с рынка.
Еще одна госкомпания, которая вытеснит частные, — это достаточно рискованная история с точки зрения перспективы сохранения конкуренции на рынке.
Глава аналитической службы «АвиаПорт» Олег Пантелеев в разговоре с корреспондентом «Новой» отмечает, что не может найти объяснения, зачем госбанкам понадобился этот проект и какую выгоду они сами будут с него иметь: «Насколько мы знаем, поручения правительства не обсуждают, а выполняют».
Пантелеев также добавляет, что это странно и потому, что практически во всех странах мира региональные перевозки убыточны, особенно если авиасообщение производится не между городами-миллионниками: «Осуществление таких перевозок потребует выделения субсидий, как от федерального правительства, так и со стороны регионов. И можно предположить, что реальная ценовая доступность и привлекательность полетов с точки зрения частоты выполнения рейсов — все это будет зависеть далеко не в последнюю очередь от объема субсидий».
Вопрос о том, зачем этот проект нужен банкам, пока висит в воздухе. Но зачем это нужно правительству, очевидно. В майском суперуказе президент поручил увеличить долю прямых внутренних рейсов до 50% к 2024 году (сейчас их около 20%). Федор Борисов отмечает, что указ звучит так, будто надо просто увеличить количество рейсов, однако такая история будет убыточной, если параллельно не поставить задачу — развивать хабовые аэропорты (пересадочные узлы):
— Рейсов в обход Москвы очень много. Но надо понимать, что рейс где-нибудь в Якутии — это полет десяти человек, а рейсом из Москвы летят 300 человек. Основная задача: чтобы в принципе развивались альтернативные Москве аэропорты. Основной задачей здесь должно стать развитие региональных хабов, таких как Санкт-Петербург, Екатеринбург, Самара. Многие более или менее крупные аэропорты могут пополнить список. А сейчас хаб у нас, пожалуй, только один — Новосибирск. Мне кажется, основная задача указа — помощь в развитии хабовых моделей. Задача по количеству рейсов и маршрутов выполнима, но если брать саму идею — больше полетов в обход Москвы, важно думать и про число пассажиров.
После непродолжительного обсуждения того, зачем правительству понадобилось поручать банкам создать новую авиакомпанию, в начале этой недели появилось объяснение:
гендиректор сибирской авиакомпании S7 Владимир Объедков объявил, что все крупнейшие российские авиаперевозчики вскоре могут прекратить свою работу.
Причиной такого заявления стали планы Министерства транспорта перенести в Россию серверы для бронирования и продажи билетов. Проект Минтранса предусматривает, что с 1 января 2020 года серверы и базы данных, которые обеспечивают бронирование и продажу перелетов между российскими городами, должны быть размещены в России.
Сейчас все крупнейшие российские авиаперевозчики используют иностранные системы онлайн-бронирования, переход в другие системы приведет к затратам в несколько миллиардов и займет около 2–4 лет, заявил Владимир Объедков. Он также уточнил, что российские провайдеры не соответствуют международным стандартам и не устроят авиакомпании. Например, S7 входит в глобальный авиационный альянс Oneworld, и при переносе серверов в Россию взаимодействовать с партнерами будет невозможно. Значит, иностранные компании-партнеры не смогут продавать билеты на внутренние рейсы S7, и компания будет терять до нескольких миллиардов рублей в год.
Петр Саруханов / «Новая газета»
Если все-таки принудительный перевод серверов в Россию состоится, пассажиры ощутят эти изменения в подорожании билетов, говорит ведущий эксперт института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ Андрей Крамаренко:
«Авиакомпаниям придется повысить свои расходы, а как следствие — подорожают билеты, не катастрофа, конечно, но неприятно».
Аргумент Минтранса о том, что таким образом данные российских пассажиров не будут утекать за рубеж, является несостоятельным, поскольку в таком случае придется распространять ограничения и на международные рейсы, так как поставщики хранят данные пассажиров по всему миру, говорит Крамаренко: «В законопроекте сказано, что провайдеры этих услуг должны изменить свое место регистрации — это уже немного сложнее. Зачем это делать? Это несет дополнительные издержки для поставщиков услуг и, соответственно, для авиакомпаний и создает дополнительные технические сложности».
Минтранс уже отреагировал на заявление гендиректора S7: в ведомстве категорически отвергли вариант с прекращением работы российских авиакомпаний. При этом Минтранс отмечает, что эта процедура «безусловно, потребует определенных усилий при адаптации к новым условиям деятельности», а затраты по переносу оборудования на территорию РФ для провайдеров не будут «чрезмерными». Гендиректор S7 Владимир Объедков оценил возможные годовые потери компании в 5 миллиардов рублей.
Спасибо, теперь на почту вам будут приходить письма лично от редакторов «Новой»