Сюжеты · Культура

Звезда на театральном небе

У Татьяны Шестаковой 23 октября день рождения

Марина Токарева , обозреватель
Фото: В. Васильев / Малый драматический театр Европы
Без нее театр был бы другим; да и сам феномен искусства Льва Додина, полагаю, сложился б иначе.
Такое лицо, как у нее, встретишь и в толпе на площади, и на приеме в Кремле. Такой талант — нечасто. Но главное — водяные знаки подлинности проступают на всей актерской биографии.
Татьяна Шестакова, народная не только по званию, по сути, сегодня празднует (о, какое бессмысленное для женщины слово!) — юбилей. Время в театре мелькает, как искра. Но чего только в ее случае не уместилось в этой «вспышке» — не столько роли, сколько прожитые жизни и судьбы.
Татьяна Шестакова в роли Лебядкиной. Фото: А. Белинский / Малый драматический театр Европы
От немолодой проститутки в «Звездах не утреннем небе» до чеховских героинь. Были роли, сыгранные безупречно точно, а были вершинные события игры, менявшие спектакль и театр.
Если кто видел абрамовскую трилогию «Братья и сестры», ни интонаций, ни силы, ни отваги ее героини не забудет, пока жив. Ее Анфиса — из стержневых, из опорных, из тех, кто волоком вытащил не только свою деревню, — страну из страшных испытаний войны и культа. Лебядкина из «Бесов», хромающая от душевного благородства до неизлечимого юродства — и никто в этом не был так убедителен, как Шестакова. И наконец, «Жизнь и судьба» по Гроссману: письмо, написанное матерью перед смертью сыну из оккупированного немцами Киева, текст, пронизанный кротостью и любовью, беспощадной наблюдательностью и способностью подняться над собственной смертью, — краткий мощный спектакль внутри эпического большого спектакля Льва Додина. Ей по силам любые краски и любые движения — бунт человеческой души и жадная женская требовательность, сухой плач и бешеная истерика, самопожертвование без размышлений и высота всепрощения.
Татьяна Шестакова в роли Анфисы Мининой в спектакле «Братья и сестры». Фото: В. Васильев / Малый драматический театр Европы
Жена главного, спутник художественного лидера, особая позиция в театре — не только привилегия, но и бремя. Она умеет любить, она умеет жалеть, она умеет впрягаться. Она умеет учить километры текста и не лезть на первый план. Она научилась терпению. И типом жизненного поведения постепенно стало то, что ясно начертано в лице: смирение, способность внутренней тишины.
Есть ли у больших актрис возраст? Еще как. Он сминает иногда неумолимо: ни красоты, ни удачи. Маленькая Шестакова выше возраста — со своей готовностью играть эпизоды, длинным обязывающим эхом актерской истории.
Татьяна Шестакова. Фото: В. Васильев / Малый драматический театр Европы
Что бы она ни играла, слепую Молли Суини, великую председательшу Анфису Петровну или безропотную жену бедного Миллера, она играет соль земли. На таком терпении, смирении, самостоянии все и держится.
С днем рождения, Таня!