Для большинства россиян источником информации о мире остается телевизор, хотя интернет уже почти догнал его. При этом СМИ в целом россияне доверяют не слишком, а если и верят, то в первую очередь государственным телеканалам. Эти и другие выводы содержатся в новом исследовании «Образ журналиста в массовом сознании россиян», который подготовила исследовательская группа «Циркон» при поддержке Комитета гражданских инициатив (КГИ). Непосредственным инициатором создания доклада стал фонд «Медиастандарт».
На основе опросов более полутора тысяч респондентов исследователи создали статистическую картину взаимоотношений россиянина и российских СМИ в разных их форматах и жанрах. Уровень доверия — одна из ключевых позиций, и по этому показателю СМИ в стране прилично «проседают»: полностью верят сообщениям от журналистов только 17% опрошенных. Скептиков ожидаемо больше среди молодой аудитории. Интернет-СМИ в России стремительно догоняют по аудитории традиционные, а молодежь все больше склоняется к тому, что YouTube-каналы и Telegram-каналы как минимум не менее надежный источник информации, чем обычный выпуск новостей на телевидении.
Интересно, что при имеющемся скепсисе в отношении журналистов люди всячески одобряют их социальную роль в обществе. В первую очередь это, конечно, роль фиксатора фактов общественной жизни и комментатора-аналитика происходящих событий: 65% и 43% опрошенных соответственно высказались за такое предназначение журналистов в России 2018 года. При этом достаточно большое количество людей — больше трети — видят в журналистах расследователей, четверть опрошенных считают, что журналисты сродни правозащитникам».
В гораздо меньшей степени СМИ должны быть проводниками идеологии или каких-то учений, а развлечений от СМИ хочет в лучшем случае каждый десятый потребитель — хотя есть ощущение, что эта цифра как раз будет меняться в будущем, когда количество молодежной аудитории вырастет до влияющих на медиапотребление параметров. На этом фоне примечательно, что с точки зрения читателей и журналистов разнится понимание ответственности перед разными социальными группами. Два года назад «Медиастандарт» опрашивал в рамках похожего исследования журналистов — и те посчитали, что ответственность они должны нести перед обществом в целом, но в той же самой мере перед собой и своей семьей (79% опрошенных) и чуть меньше (71%) перед аудиторией своего СМИ. Читатели думают несколько по-другому: в их представлении журналисты в первую очередь ответственны перед обществом, а все остальное уже не настолько важно.
Что до перспектив газет, то они по результатам опроса не выглядят радужными. Читает печатные СМИ в лучшем случае каждый десятый — правда, почти столько же людей перешли на потребление газет в электронном формате. Сообщениям из российских газет и журналов верят по-прежнему больше, чем, например, YouTube, но меньше, чем новостям в поисковиках (лидерство уверенно держит гостелевидение: «России‑1» и Первому каналу верят около двух третей опрошенных). Соответственно, вклад газетного журналиста в стереотипный образ работника СМИ в глазах потребителей гораздо меньше: ролевая модель — это все-таки телевизионщик.
Наиболее любопытным в исследовании выглядит раздел, в котором респондентам предлагалось рассказать, кого конкретно из мира журналистики они знают и чье мнение считают авторитетным. Замеры проводились отдельно по телевидению, радио, интернету и печатным СМИ. В телевизионной сфере все выглядит очень показательно: самым популярным журналистом является Владимир Соловьев, в тройке также Андрей Малахов и Владимир Познер, четвертый — Дмитрий Киселев. Соловьев еще и абсолютный лидер в радиоэфире (по количеству упоминаний от него в два раза отстает, например, главред «Эха Москвы» Алексей Венедиктов).
Интернет — абсолютная вотчина Юрия Дудя: от него прилично по количеству упоминаний отстают Ксения Собчак и украинский видеожурналист Анатолий Шарий, которого россияне считают представителем российских СМИ. Самым известным представителем печатных изданий является Дмитрий Быков. Однако, как констатируют сами авторы исследования, сумма упоминаний влиятельных людей радио, газет и интернета настолько мала, что близка к показателям «статистического шума».
«В целом восприятие журналистики в российском обществе можно оценить как умеренно позитивное с фиксацией особого характера профессии, — делают вывод авторы доклада. — Респонденты в своем большинстве подтвердили приверженность традиционным ценностям медиапотребления — для подавляющего большинства «правдивость» важнее «привлекательности», «полнота и точность» информации важнее ее «оперативности и быстроты». Вместе с тем предпочтения между субъективным «авторским» мнением и «объективным» отстраненным стилем подачи разделились примерно пополам. В известной степени распределение ответов отражает распределение респондентов по предпочтениям между традиционными «институализированными» СМИ и неформальными «новыми медиа». При этом следует сказать, что журналистика «постправды» с приматом «авторского взгляда», «оперативности» и «прикольности», очевидно, имеет свою растущую аудиторию».
Спасибо, теперь на почту вам будут приходить письма лично от редакторов «Новой»