24-летний житель Кусинского района Челябинской области Алексей Комедько решил радикальным способом привлечь внимание к проблеме предоставления некачественного жилья сиротам. Молодой человек, полтора года безрезультатно бившийся с чиновниками за право жить в нормальной квартире, совершил кражу: взял у знакомой мобильный телефон, пришел с ним в полицию и сдался на милость суда. И Кусинский районный суд приговорил его к двум с половиной годам лишения свободы.
Алексей Комедько с женой. Фото из архива
— После приговора к нам поступило обращение Комедько, в котором он говорил, что совершил преступление, пытаясь привлечь внимание к своей жилищной проблеме, — рассказали «Новой газете» в ОНК Челябинской области. — Дело в том, что в 2015 году администрация Кусинского района предоставила ему двухкомнатную квартиру в селе Петропавловка.
Только квартирой это назвать сложно: две комнаты в доме барачного типа, который раньше был интернатом. В бараке нет ванной, нет горячей воды, стены сгнили и в подвале бегают крысы.
Парень сначала подписал документы, потому что после детского дома все кажется прекрасным. Но когда немного пожил — ужаснулся.
Комедько действительно не один год просил чиновников переселить его. В Сети сохранилось видеообращение Алексея от мая 2017 года, сделанное активистами антикоррупционного движения «Горный Урал»:
«По началу я в этой квартире не жил. Заехал только в январе 2017-го. Квартира была более-менее, был косметический ремонт. Но со временем все начало обваливаться. Оказалось, что канализация не работает: сосед сверху смывает, и все сюда бежит, — рассказывал Алексей. — К тому же выявились долги по ЖКХ в размере 10 000 рублей. Я обращался неоднократно в Кусинскую администрацию: и в отдел по социальным вопросам, и к главе района. Помощи от них не было. Разве что купили рулон обоев и пачку клея».
В районной администрации на этот счет другое мнение.
— Мы сделали в квартире Алексея хороший ремонт. Он сам довел ее до плачевного состояния, — говорит глава Кусинского района Виктор Пенягин. — Да, был случай, что сосед его квартиру залил. Но так бывает. В остальном это нормальный дом, там живут нормальные люди.
Жаловался Алексей Комедько и в прокуратуру. Но районный прокурор Дмитрий Аришин оказался того же мнения, что и глава района:
«На основании договора найма специализированного жилого помещения вам предоставлена квартира в селе Петропавловка. Согласно паспорту на жилое помещение, оно находится в удовлетворительном состоянии. Передаточный акт от 27.11.2015 года гласит, что претензий по передаваемой квартире на тот момент у вас не было».
— Некоторое время Алексей с супругой скитались по родственникам, потому что жить в бараке было просто невозможно. А потом, не сумев добиться переселения путем переписки, он решил пойти на преступление, — говорят в ОНК. — Причем Алексей в обращении к нам прямо указал, что его вдохновил случай, который произошел в нашей же Челябинской области: в прошлом году стало известно, что в тюрьму сел другой сирота — Сергей Антипин. Ему по выпуску из интерната жилье вообще не предоставили, якобы очередь не подошла.
И он [Антипин] также совершил кражу, также сам вызвал полицию и попросил его осудить, чтобы не бомжевать на улице.
А потом об этом писали все СМИ. В итоге суд принял решение, что квартиру Антипину должны предоставить. И когда он выйдет из тюрьмы, у него будет жилье. Алексей Комедько посчитал, видимо, что этот способ — действенный.
По словам главы Кусинского района Виктора Пенягина, о предоставлении Комедько новой квартиры речи идти не может: «Для этого он должен отказаться от уже предоставленной квартиры, но зачем ему это? Снова в очередь вставать, а у нас в очереди сейчас порядка 50 человек, и эта очередь с каждым годом только растет», — говорит чиновник.
Сиротская очередь за жильем — неразрешимая проблема не только в Кусинском районе Челябинской области, но и во всей России. В июле этого года заместитель министра образования РФ Павел Зенькович заявил, что своей очереди на получение жилья в стране ждут 258 тысяч детей-сирот. Для их расселения необходимо порядка 200 млрд рублей, но в 2018 году на эти цели планируется потратить лишь 7 млрд, а в 2019-м и 2020-м — по 7,5 и 7,7 млрд, соответственно.
В ОНК Челябинской области надеются решить жилищный вопрос Алексея Комедько до того момента, как он сможет выйти по УДО — в течение ближайших 6–7 месяцев.
Спасибо, теперь на почту вам будут приходить письма лично от редакторов «Новой»