Линас Линкявичюс. Фото: Michal Kamaryt / Zuma / TASS
На этой неделе разная трактовка исторических событий стала причиной конфликта между литовским и российским внешнеполитическими ведомствами. Объектом спора стал литовский партизан Адольфас Раманаускас-Ванагас, лидер одного из батальонов «лесных братьев», воевавших с советскими войсками после отступления немцев с территории Литвы. В Литве он считается национальным героем. Российский МИД с этим определением не согласен.
Раманаускас-Ванагас примкнул к «лесным братьям» в 1945 году и быстро стал одним из лидеров антисоветского сопротивления. На его счету несколько вооруженных столкновений с солдатами советской армии. Кроме того, он был автором и редактором многочисленных изданий и листовок, пропагандирующих идеи сопротивления. В 1956 году он был схвачен советскими спецслужбами, а через год приговорен к смертной казни и расстрелян.
Адольфас Раманаускас-Ванагас. Wikipedia
В Литве Адольфас Раманаускас-Ванагас является одним из символов противостояния советской оккупации. В прошлом ноябре парламент Литвы решил присвоить 2018 году имя партизана. Некоторые политики выступили против — так, депутат горсовета Клайпеды от «Русского союза Литвы» Вячеслав Титов заявил, что, согласно историческим документам, на совести партизан убийства мирных жителей, в том числе евреев. Год назад с аналогичными обвинениями выступила писательница Рута Ванагайте, автор книги об истории Холокоста в Литве. В интервью литовскому изданию Ванагайте рассказала, что есть доказательства сотрудничества Раманаускаса-Ванагаса с КГБ и его участия в уничтожении евреев. Многие литовские историки раскритиковали заявления писательницы, в результате Рута Ванагайте извинилась за свои высказывания, назвав их «поспешными» и основанными на документах, искажающих действительность.
История вроде бы исчерпала себя, но в июле литовские археологи нашли останки Раманаускаса-Ванагаса на одном из кладбищ в Вильнюсе. Было принято решение перезахоронить лидера партизан: 5 октября прошла торжественная церемония прощания, в которой участвовала президент Литвы Даля Грибаускайте, а 6 октября — торжественные похороны. Похороны также посетили дипломаты нескольких десятков стран — в том числе Турции, Японии, Саудовской Аравии, Украины, Молдовы.
Накануне церемонии прощания официальный представитель российского МИДа Мария Захарова назвала это «пересмотром недавней истории» и попыткой «представить в качестве национальных героев-мучеников участников действовавших на территории Литвы в послевоенные годы бандформирований «лесные братья», руки которых, как известно, по локоть в крови». По словам Захаровой, «особенно циничным является то, что могила А. Раманаускаса-Ванагаса, ответственного за гибель многих мирных жителей,
будет находиться в непосредственной близости от места погребения более пяти тысяч советских солдат, погибших при освобождении Вильнюса от фашистских захватчиков».
Литовские политики, конечно, мгновенно отреагировали на слова Захаровой. Премьер-министр Саулюс Сквернялис отметил, что «реакция соседней страны показывает правильность этого решения». А Даля Грибаускайте подчеркнула, что это «еще раз доказывает, насколько важен может быть один человек в истории государства».
Состоялся обмен мнениями и на уровне внешнеполитических ведомств: посла России Александра Удальцова вызвал замминистра иностранных дел Литвы, чтобы выразить официальный протест. Судя по заявлениям, последовавшим после этого с обеих сторон, встреча прошла не очень тепло. «Литовская сторона призвала Россию воздержаться от публичных необоснованных утверждений и от попыток переписать историю на основании обвинений, сфабрикованных репрессивными структурами оккупационной советской власти», — сообщил после встречи МИД Литвы.
Посольство России на это ответило, что считает неприемлемым использование термина «советская оккупация».
«Данное определение не может быть использовано, в том числе по причине того, что между СССР, Литвой и другими прибалтийскими государствами не было состояния войны, между ними не велось военных действий без объявления войны, а ввод частей Красной Армии осуществлялся на договорной основе и с ярко выраженного согласия властей этих республик», — сообщили в посольстве.
В четверг в интервью литовскому порталу Delfi министр иностранных дел Литвы Линас Линкявичюс подвел итог этому конфликту, сказав, что не представляет, как российский посол «в будущем представляет свою работу и сотрудничество с ведомствами Литвы». «После того, что мы видим, после встреч с послом приходится делать вывод, что Россия решила нагнетать напряжение и конфронтацию, она не слышит нас, не принимает во внимание факты», — заявил министр.
Спасибо, теперь на почту вам будут приходить письма лично от редакторов «Новой»