Сюжеты · Общество

Упаковали

Жесткая позиция Дениса Пака, одного из пострадавших от футболистов-хулиганов, не позволила им избежать ареста

Снимок с видео: Пресс-служба МВД РФ / ТАСС
В четверг вечером почти все участники утренних драк в центре Москвы, в которых отметились известные футболисты Александр Кокорин и Павел Мамаев, были задержаны Главным следственным управлением (ГСУ) ГУ МВД Москвы по подозрению в хулиганстве и помещены в изолятор временного содержания на Петровке (ИВС-1). Тверской районный суд столицы арестовал Павла Мамаева, Александра Кокорина и его младшего брата Кирилла на 2 месяца.
Из расследования пьяного хулиганства с последующими задержаниями полиция сделала целое шоу: представитель ГСУ ГУ МВД по Москве в среду несколько раз выходил к журналистам на Новослободской улице и озвучивал требование к футболистам как можно скорее явиться на допрос, грозя федеральным розыском. Адвокаты последних как могли пытались отсрочить допрос хотя бы на утро четверга, но были вынуждены обеспечить явку своих клиентов в течение нескольких часов. А уже в четверг столичный главк опубликовал видеозапись допросов, на которых футболисты отвечали на стандартные установочные вопросы перед началом следственного действия — называли дату своего рождения и род деятельности и взволнованно пытались объяснить причину своего задержания (хотя постановление о задержании было вынесено после допросов).
Об обстоятельствах самих драк на видео ничего не сообщается: ГСУ ГУ МВД традиционно не раскрывает тайну следствия, хотя и сами следователи прекрасно понимают, что с каждым днем все больше информации об этом уголовном деле утечет в прессу.
Примечательно и поведение самих футболистов на допросе: Павел Мамаев, не поднимая головы, прятал лицо от камеры за капюшоном и бейсболкой, в то время как его друг Александр Кокорин расслабленно смотрел в объектив и иногда улыбался.
Павел Мамаев. Снимок с видео: Пресс-служба МВД РФ / ТАСС
Очевидно, что лучшие друзья находятся в диаметрально противоположных условиях: Мамаев, с которым «Краснодар» инициировал расторжение контракта, брошен на произвол судьбы, а Кокорину активно помогают его работодатели. Об этом свидетельствует и позиция адвокатов: защитники Кокорина, например, полностью реконструировали события злополучного утра (будто заглянули в протоколы допросов всех участников конфликтов), нашли разумный мотив поведения клиента в кофейне (чиновник, по их версии, оскорбил соседний столик, за что получил по голове стулом) и пытаются доказать его непричастность к нанесению побоев водителю ведущей Первого канала Виталию Соловчуку. В службе безопасности «Газпрома» следят за ходом расследования наряду с адвокатами Кокорина, регулярно консультируясь с центральным аппаратом МВД, где дело находится на особом контроле.
Однако у стороны защиты, как и у безопасников из госмонополии, на их беду оказались мощные процессуальные оппоненты.
И это далеко не следователи ГСУ ГУ МВД по Москве и даже не работники столичного уголовного розыска, только на третьи сутки после вынесения постановления о возбуждении дела начавшие оперативно сопровождать расследование и получившие первые поручения о розыске причастных к нападению, производстве обысков и снятии информации с технических каналов связи (то есть об изучении звонков и переписки нападавших).
Александр Кокорин. Снимок с видео: Пресс-служба МВД РФ / ТАСС
Для ГСУ ГУ МВД, кстати, это далеко не первое уголовное дело, связанное с футболом. В прошлом году по заявлению руководства футбольного клуба «Динамо» столичный главк начал расследовать дело о злоупотреблениях его прежнего руководства. Под соусом того расследования сотрудники УЭБиПК МВД по Москве, сопровождавшие дело, некоторое время даже прослушивали телефоны и изучали электронную переписку Павла Погребняка и Александра Сапеты, с которыми у клуба назревал трудовой спор.
На этот раз уголовное дело не связано с большими деньгами, и потому силовая машина ведет себя довольно сдержанно: на допросы принудительно никого не доставляют, а приглашают (в том числе через СМИ), давления на футболистов и их агентов не оказывают. Нынешнее расследование сошло бы на нет, даже невзирая на возникший резонанс, если бы не пассивность самих футболистов, за двое суток не удосужившихся лично извиниться перед пострадавшими и публично осудить собственные действия, и
если бы не фигура одного из потерпевших — главы департамента Минпромторга Дениса Пака.
Напомню, что первоначально действия футболистов и их друзей было квалифицировано как нанесение незначительных побоев — этот довольно мягкий преступный состав, расследовавшийся дознавателями из ОВД по Краснопресненскому району, предполагал право сторон на примирение в досудебном порядке. Но чиновник Пак, судя по комментариям его адвоката, идти на мировую отказался, не получив даже звонка с извинениями от футболистов. Между тем именно действия чиновника позволили привлечь игроков к уголовной ответственности: Пак оперативно забрал видеозапись из кофейни (куда товарищи футболистов будто бы пытались занести 5 млн рублей), снял побои в медучреждении, приобщил их к своему заявлению в Пресненский ОВД и обеспечил явку на опрос персонала «Кофемании».
Благодаря напористости Пака, уголовное дело о побоях вскоре было изъято из производства окружных полицейских городским главком, где этот эпизод переквалифицировали на хулиганство.
Другой эпизод, связанный с избиением Соловчука, получившего гораздо более существенный вред здоровью и угодившего в реанимацию, пока расценивают лишь как нанесение побоев, хотя уже сейчас очевидно, что в обозримом будущем и он получит новую квалификацию. (Скорее всего, речь будет идти о причинении вреда средней тяжести — в связи с многочисленными ушибами, переломом носа и сотрясением мозга водитель временно утратил трудоспособность.)
Так или иначе, но основным драйвером этого расследования останется чиновник Пак, всерьез вознамерившийся проучить обидчиков. За ходом расследования уголовного дела негласно наблюдают оперативники из Управления «П» СЭБ ФСБ, осуществляющего контрразведывательное обеспечение на предприятиях промышленности и курирующего чиновников Минпромторга.
Поэтому футболистам остается уповать на гуманное правосудие и, может быть, любовь к спорту номер один главы «Газпрома» Алексея Миллера. Страстный поклонник и основной донор футбольного клуба «Зенит» неоднократно хлопотал за футболистов перед самыми разными руководителями органов исполнительной власти.