Кремль решил сделать ставку в Приморье на проверенные кадры и назначил на губернаторскую должность ультралояльного Олега Кожемяко. Но победу на выборах это ему не гарантирует.
Владимир Путин устроил в среду, 26 сентября, типичный для осени парад новых назначений губернаторов, сменив за один день глав в трех регионах. Особенно примечательным выглядит назначение на пост временно исполняющего обязанности губернатора Приморья Олега Кожемяко, который до этого дня был главой Сахалинской области. Вообще, для Кожемяко это уже четвертый губернаторский опыт: до этого он был главой Амурской области и Корякского автономного округа (при нем этот округ был упразднен). Теперь незаменимого на должности губернатора чиновника бросают в проблемный край, где через три месяца должны состояться новые выборы главы после скандальной отмены результатов предыдущих выборов. Кожемяко с ходу во время встречи с Путиным заявил, что хотел бы участвовать в качестве кандидата в этом голосовании. Президент не возражал.
«Там месяца через два выборы должны пройти. Вопрос в том, что такой важный регион, как Приморье, не может оставаться без руководства. Исполняющий обязанности [Андрей] Тарасенко попросился на другую работу, ну и понятно, почему. А оставлять такую значимую территорию, такой важный регион без руководства, это невозможно — не только на два месяца, на один день невозможно», — обосновал свое решение Путин.
Лоялист из местных
Вообще, Кожемяко – человек, знакомый с Приморьем не понаслышке: он и родился в Черниговке, и в середине 90-х играл важную роль в рыбном бизнесе региона, сначала будучи зампредом, а потом и председателем и основным акционером «Преображенской базы тралового флота» (это крупнейшее рыбопромысловое и рыбоперерабатывающее предприятие на Дальнем Востоке). В начале 2000-х Кожемяко, по выражению экономиста Натальи Зубаревич, «вовремя ушел в политику»: он немного побыл в Законодательном собрании края, а потом ушел в Совет Федерации. Голоса ему обеспечили сторонники экс-губернатора Евгения Наздратенко, тогдашний глава региона Сергей Дарькин выступал резко против кандидатуры Кожемяко.
Губернаторская карьера (нынешний врио в Приморье – единственный человек, кто возглавлял минимум два региона в стране) для Кожемяко началась в 2005 году – тогда он из вице-губернаторов Корякского автономного округа перешел на одну ступень вверх. Потом округ объединили с Камчаткой, и Кожемяко транзитом через пост помощника главы Администрации президента отправился в Амурскую область. Там он многим почти ничем не запомнился, но это и ожидаемо, говорит Наталья Зубаревич: «В регионе и денег-то не было до прихода газоперерабатывающего завода. Но и то: и ГПЗ, и космодром «Восточный» – это федеральные забавы».
Фото: РИА Новости
Зато всю свою лояльность центру Кожемяко смог проявить с 2015 года, когда его назначили на должность губернатора Сахалинской области взамен неуступчивого к федералам Александра Хорошавина (он потом сел в тюрьму на 13 лет). «Критерий для этого назначения один – это лояльность, лояльность и еще раз лояльность. В 2016 году при помощи юридического крючкотворства у региона отобрали 75% налога на прибыль по «Сахалину-2» в рамках соглашения о разделе продукции, — говорит Наталья Зубаревич. – Кожемяко это подписал: раньше было 75% в пользу области, а 25% – федералам, а после согласия губернатора пропорция строго наоборот поменялась». Это вместе с колебанием цен на нефть привело к тому, что бюджет Сахалина на пике в 2015 году составлял 230 миллиардов, а потом сократился на 40%. Кроме того, Кожемяко согласился, чтобы из бюджета региона финансировали федеральную программу развития Курильских островов. «Степень его лояльности к решениям федерального центра максимальная», – констатирует экономист.
Чтобы понять степень лояльности нового врио Приморья, достаточно, впрочем, привести всего один фрагмент из разговора с Путиным с сайта Кремля.
«О.Кожемяко: Владимир Владимирович, будучи во Владивостоке на форуме, я, как человек, который родился в Приморье, вырос там и начинал работать, конечно, смотрел на ситуацию, которая там возникла, она не очень хорошая.
В.Путин: Что Вы имеете в виду?
О.Кожемяко: Я имею в виду ситуацию, связанную с выборами.
В.Путин: Почему нехорошая? Нормальная ситуация.
О.Кожемяко: Нормальная ситуация. Но в целом потенциал, который есть у Приморского края, – он достаточно большой, это самый густонаселённый регион на Дальнем Востоке. То есть, безусловно, есть и экономика определённая, и есть рыбохозяйственный комплекс, сельское хозяйство развитое, стратегическое расположение Дальнего Востока к странам АТР».
Такой ценный во всех отношениях кадр – хорошая замена на проблемную позицию, особенно учитывая, что Кожемяко – очевидная креатура полпреда Юрия Трутнева, с которым у четырехкратного губернатора сложились хорошие отношения. Но ни отношения с полпредом, ни лояльность Путину еще не гарантируют результат на ближайших выборах. «Единая Россия» (а ставленника от Кремля неизбежно будут ассоциировать с партией власти и центром) 9 и 16 сентября получила серьезный удар по своему самолюбию, когда их кандидат сначала не выиграл в первом туре, а потом не смог победить даже при наличии масштабных фальсификаций. История с желанием Кожемяко победить именно на выборах и заявление об этом лично Путину – это классический «спектакль», уверен политолог Глеб Павловский.
«Это все было заранее согласовано, – говорит он. – Что означает, что Кожемяко будут оказаны все виды поддержки на выборах. Административный ресурс неизбежен, так как власть по-другому просто не умеет». Избирательные урны «взламывать», наверное, не будут, но пропагандистский ресурс будет наверняка подключен на всю катушку. Вот только в прошлый раз к Андрею Тарасенко даже приезжал лично Путин, чтобы выразить свою поддержку, так что наличие поддержки от президента теперь вовсе не гарантирует автоматической победы. «К счастью, в выборах вновь появилась такая штука как неопределенность – и это хорошо», – резюмирует Павловский.
Для самого Кожемяко новое назначение — это карьерный рост. «Сахалин — это не Приморье, Приморье гораздо более значительный регион. В Кремле решили, что Кожемяко сможет справиться с регионом, в том числе выстроить элиты, подчинить себе медийные группы, силовые группы и избирателей. Наверное, ему обещали помощь. Кожемяко в Кремле рассматривается как молодой, перспективный, эффективный региональный лидер», – считает политический географ Дмитрий Орешкин. Теоретически это может привести вообще к переносу выборов на следующий год, и Кожемяко может «пробивать» решение об этом через региональный парламент.
«Если выборы перенесут и дадут Кожемяке время, деньги, административный ресурс для давления на приморские элиты, то [кандидат от КПРФ Андрей] Ищенко и сам отвалится, – продолжает Орешкин. – Ведь Ищенко набрал голоса не потому, что он Ищенко. А потому, что приморские люди хотят перемен. В Кремле рассудили так: мы им дали эти перемены. Теперь они полагают, то напряжение спадает. А дальше, если Кожемяко себя покажет, то никакой Ищенко ему опасен не будет. Есть локальное улучшение, которое состоит в том, что убрали источник раздражения в лице господина Тарасенко. Если вам дали нового начальника, то сразу голосовать против него кажется неразумным. А вдруг он хороший менеджер? Где-то год люди хотят присмотреться».
Обмен губернаторов по курсу
Место губернатора Сахалина по состоянию на вечер среды было вакантным, и политологи в соцсетях шутили, что его явно готовят под Стивена Сигала, который накануне внезапно заявил, что хочет быть губернатором Приморья. Зато известны два новых врио губернатора в других регионах: вместо политического динозавра из Астраханской области Александра Жилкина (он занимал кресло с 2004 года, причем в рейтингах эффективности губернаторов занимал последние строчки) главой как минимум до следующих выборов стал Сергей Морозов – бывший заместитель руководителя Федеральной таможенной службы (седьмой по счету). Это второй Сергей Морозов-губернатор: первый также трудится с 2004 года в Ульяновской области. В этой смене особых подтекстов можно не искать, считают эксперты: очевидно было, что у Жилкина в новых обстоятельствах не было никаких шансов на то, чтобы быть переизбранным на будущих выборах, поэтому нового руководителя назначили сейчас, чтобы у него было время подготовиться к следующему Единому дню голосования.
Еще более любопытным в плане антропонимики кажется назначение в Кабардино-Балкарии: там Юрия Кокова, формально переезжающего в Москву, сменил Казбек Коков из АП, сын первого президента КБР Валерия Кокова. Хотя для многих очевидно, что отставка губернатора связана не с личными причинами, а во многом с межнациональным конфликтом в середине сентября, когда балкарцы не пропустили строй кабардинцев, идущий в честь 310-летия Канжальской битвы. «На Кавказе есть этнический конфликт и нарастающее давление исламо-экстремисткого толка. Кремль имеет основания настороженно относиться к тому, что там происходит», – говорит Орешкин.
Тем временем губернаторские отставки, видимо, продолжатся: РБК со ссылкой на источники утверждает, что Путину нравится «курс на обновление», и в ближайшее время новых руководителей ждут Курская и Липецкая области. Последней с 1998-го года руководит Олег Королев, известный твитом во время чемпионата мира по футболу о том, что «Германия позорно вылетела с ЧМ-2018 только потому, что на этой земле они развязали две мировые войны, и души убитых ими десятков миллионов жертв мстили и будут мстить им…». Позже Королев объяснил запись взломом твиттера, но это происшествие, очевидно, повысило его шансы на отставку.
Спасибо, теперь на почту вам будут приходить письма лично от редакторов «Новой»