На этой неделе в рамках заседания Генеральной Ассамблеи ООН в Нью-Йорке представители Евросоюза, России и Китая представили совместно разработанный механизм, который позволит компаниям продолжить экономические отношения с Ираном, при этом не попадая под американские санкции. Новый механизм призван одновременно сохранить экономические связи, наработанные за последние годы, и не допустить выхода Ирана из ядерной сделки.
Напомним предысторию. В августе США в одностороннем порядке вышли из так называемой ядерной сделки — соглашения, подписанного в 2015 году Ираном, США, Великобританией, Францией, Германией, Россией и Китаем. Соглашение предусматривало, что Иран отказывается от обогащения урана, резко сокращает уже имеющиеся запасы и открывает свои объекты для международных наблюдателей. В ответ он снова становится практически полноправным участником международной торговли и выходит из-под санкций.
Иранское соглашение активно критиковал Дональд Трамп еще в ходе избирательной кампании, а став президентом, заявил, ссылаясь на данные израильской разведки, что Иран продолжает обогащать уран. Выход США из ядерной сделки полностью обрывает ирано-американские экономические отношения, но кроме того, предполагает, что компании, которые продолжат торговать с Ираном, тоже попадут под американские санкции — им будет закрыт вход на рынок США. В Иране на это отреагировали обещанием возобновить обогащение урана. А Евросоюз оказался меж двух огней: с одной стороны, европейские дипломаты меньше всего хотят хоронить ядерную сделку, достигнутую ценой многолетних переговоров, а некоторые крупные европейские компании уже инвестировали в Иран миллиарды долларов; с другой стороны, запрет на торговлю с Америкой нанесет им еще более серьезный урон.
В августе Евросоюз инициировал так называемый блокирующий статут — механизм, в соответствии с которым европейским компаниям запрещено разрывать контракты с Ираном под давлением Белого дома и без специального разрешения Еврокомиссии. Эксперты, однако, сомневались, что это даст какой-то результат: риски, связанные с потерей американского риска несопоставимы с потерями в Иране и даже со штрафами, которые применит к компаниям Евросоюз в рамках «блокирующего статута». И в общем, оказались правы: французский нефтегазовый гигант Total практически сразу же, в августе, заявил о «полном уходе» с иранского рынка, потеряв свой контракт о разработке газового месторождения. За ним последовали остальные: французские Peugeot и Renault, немецкие Siemens и Daimler.
Новый механизм предполагает создание «специального юридического лица» для «облегчения платежей, связанных с экспортом иранских товаров, в том числе нефти», говорится в совместном заявлении Евросоюза, России и Китая. Еврокомиссар по иностранным делам Федерика Могерини признала, что детали еще предстоит проработать. В общих чертах схема должна работать так: «специальное юридическое лицо» станет центром, через который будет проходить бартерный обмен.
Например, Иран поставляет во Францию партию нефти и выставляет счет на определенную сумму. А затем импортирует товары из Италии или любой другой европейской страны. Дальше Франция и Италия рассчитываются между собой через это самое «юридическое лицо», не осуществляя никаких платежей с Ираном. Формально это действительно никак не противоречит условиям, выдвинутым американцами. Кроме того, предлагается создать в рамках ЕС особый финансовый институт, который будет осуществлять расчеты с остальными странами, заинтересованными в сделках с Ираном. Все операции будут проходить в евро или фунтах, без участия американского доллара.
Федерика Могерини подчеркнула, что эта схема поможет сохранить ядерную сделку, которая «в интересах всего международного сообщества» и условия которой Иран, по мнению Евросоюза, выполняет.
Американская администрация придерживается иного мнения. Госсекретарь США Майк Помпео заявил, что «глубоко разочарован» планом ЕС. «Это одна из самых деструктивных мер с точки зрения региональной и глобальной безопасности», — отметил он.
Бывший сотрудник Госдепартамента США в администрации Обамы Ричард Нефью выразил сомнение, что этот механизм заработает. Теоретически США могут ввести новые санкции, учитывающие не только денежные транзакции, но и обмен товарами. И пока нет гарантий, что этого не произойдет, как мотивировать таких гигантов, как Siemens или Total вернуться на иранский рынок? Другой бывший сотрудник администрации США Джаррет Бланк, принимавший участие в переговорах по ядерной сделке, обращает внимание на символичность решения европейцев. Даже если экономически механизм особо не заработает, это политический шаг, призванный показать, что Евросоюз в этой истории — на стороне Ирана, а не США. И это позволяет, по крайней мере, выиграть время для переговоров с Ираном.
Президент Ирана Хасан Роухани, который тоже приехал на заседание Генеральной Ассамблеи, заявил, что пока не собирается выходить из ядерной сделки и «подыгрывать Трампу». Пока же, по словам Роухани, Иран с интересом смотрит на возможность будущих сделок с Евросоюзом, Россией и Китаем.
Спасибо, теперь на почту вам будут приходить письма лично от редакторов «Новой»