Сюжеты · Политика

Раздражал УФСБ, влиятельных людей и судей

Известного на Кубани адвоката избили и сделали фигурантом сразу нескольких уголовных дел. Кому выгодно его закрыть?

Анастасия Тороп , корреспондент
Михаил Беньяш после задержания. Следы избиения на лице, руках. В полиции объяснили их тем, что адвокат сам бился головой о машину и остановить его не получалось. Фото: Алексей Аванесян, защитник Михаила Беньяша.

Задержание

Днем 9 сентября перед началом акций против пенсионной реформы в центре Краснодара задержали сочинского адвоката Михаила Беньяша. Беньяш приехал в город оказывать правовую помощь активистам. Задерживали адвоката люди крепкого телосложения в штатском, удостоверение они не показывали — по крайне мере, до тех пор, пока не посадили в машину (этот момент запечатлен на видео). Но в салоне автомобиля к Беньяшу еще и применили силу.
«Душили, пытались выдавить глаз», — расскажет потом Беньяш.
Теперь самому адвокату требовался защитник — и в ОВД поехал юрист Алексей Аванесян. В течение семи часов его не пускали в ОВД к подзащитному, а когда пустили — Аванесян смог опубликовать фотографии избитого Беньяша, со следами травм на лице и руках.
Суд продолжался более 10 часов и завершился вечером 10 сентября — арестом. Беньяшу дали 14 суток за невыполнение требований сотрудника полиции (ч. 1 ст. 19.3 КоАП), а также назначили 40 часов обязательных работ по ч. 2 ст. 20.2 КоАП (проведение публичной акции без подачи уведомления). На суде выяснилось, что поводом для задержания стал пост адвоката в социальных сетях об акции против пенсионной реформы.

Уголовное дело

23 сентября, за несколько часов до освобождения из спецприемника, выяснилось, что против Беньяша возбудили еще одно дело — на этот раз уголовное — о применении насилия по отношению к полицейскому. В пресс-релизе о задержании и основе для уголовного дела эпизоде рассказывается так:
«9 сентября 2018 года двое оперуполномоченных отдела уголовного розыска полиции заметили мужчину на улице Ленина. После соответствующих разъяснений полицейские предъявили свои служебные удостоверения, сообщив адвокату о необходимости проследовать вместе с ними в отдел полиции. Мужчина разместился в их автомобиле, где по пути следования применил к сотрудникам полиции насилие, схватив и укусив одного за руку и нанеся не менее трех ударов локтем в область лица другому…»

Еще одно уголовное дело

24 сентября стало известно о возбуждении еще одного уголовного дела против Беньяша — за воспрепятствование правосудию во время судебного заседания по делу участников акции «Он нам не царь», которая прошла 5 мая. В СК уточнили, что адвокат «неоднократно перебивал, давал указания, высказывал требования и возражения против решений судьи» и не реагировал на замечания. Беньяша тогда решили выгнать из зала и вообще отстранить от процесса.
«Покидать зал судебного заседания адвокат отказался, в связи с чем был принудительно удален. В этот же день мужчина, будучи осведомленным о том, что он лишен права находиться при рассмотрении дел об административных правонарушениях, пытался вмешаться в деятельность суда и воспрепятствовать осуществлению правосудия при рассмотрении дел путем проникновения в зал судебного заседания, из которого он был удален судьей», — говорится в сообщении СК.
С защитником Алексеем Аванесяном. Фото: Алексей Аванесян / Facebook
Сам Беньяш тогда рассказывал «Новой», что на заседании по делу участников акции 5 мая его вывели приставы после требования пустить в зал всех слушателей. Когда он захотел вернуться, двое полицейских взяли его и «бросили в металлоискатель».
Следственная оперативная группа после этого начала проверку по статье об умышленном повреждении имущества (ст. 167 УК). Следователи встали на сторону сотрудников МВД, сказавших, что Беньяш сам «умышленно оттолкнулся о них и упал на рамку стационарного металлообнаружителя, с целью ее опрокинуть». В возбуждении дела о применении силы к адвокату Беньяшу было отказано.

«Это сигнал: не суйтесь...»

Координатор «Экологической вахты Северного Кавказа» Андрей Рудомаха считает, что возбуждение уголовного дела против Беньяша укладывается в логику зачистки всего общественно-гражданского пространства в Краснодарском крае: «Заключение в СИЗО и возбуждение уголовного дела — это «эффективный» метод исключить человека из общественной жизни. Зачистка ведется давно, и ее объектами стало большое количество гражданских активистов Кубани. В результате многим из них пришлось уехать из страны или из региона».
По мнению экоактивиста, так как Беньяш не возглавлял никаких общественных структур, а был консультантом и защитником преследуемых гражданских активистов, уголовное дело — это сигнал к прекращению подобной деятельности для других.
«Это сигнал, мол "не суйтесь, не мешайте нам работать". И поэтому активная реакция адвокатского сообщества на "дело Беньяша" вполне понятна — следом за Михаилом в Краснодарском крае могут начать оказывать давление и на других адвокатов, занимающихся защитой прав гражданских активистов», — рассуждает Рудомаха в разговоре с корреспондентом «Новой».
- Аферы с землей от родственников Ткачева
Рудомаха отметил, что Беньяш не только защищал активистов «Экологической вахты Северного Кавказа», но и сотрудничал с ними по делу о крупной земельной афере с коттеджным поселком «Пушкинский дол» в Геленджике. «Новая газета» рассказывала об этом. Вкратце напомним. Компании, связанные с родственниками бывшего губернатора Краснодарского края Александра Ткачева и депутата Госдумы Александра Ремезкова, продали земельные участки людям, обещая, что скоро им придадут статус земель населенных пунктов. Однако этого так и не произошло. Как только последний участок обрел владельцев, жители, успевшие начать строительство домов, получили иски от Минприроды края с требованием освободить территорию. В феврале этого года суд отменил решение о сносе домов четырех героев публикации «Новой газеты», но ситуация еще не разрешилась окончательно.
«Мы в свое время эту аферу вскрыли, а Михаил защищал права обманутых граждан. И по другим вопросам, касающимся охраны природы, с ним сотрудничали. Накануне своего ареста Михаил должен был мне передать информацию о том, что где-то в Геленджике вырубили краснокнижные сосны, но так и не успел ее передать», — рассказывает Рудомаха.
- Защита прав активистов Навального
Координатор «Открытой России» Яна Антонова рассказала, что Беньяш с того момента, как в городе появился предвыборный штаб политика Алексея Навального, всегда защищал активистов, которых задерживала полиция. Она уточнила, что на Кубани живут адвокаты «Агоры», но они не имеют возможность приезжать на каждую акцию и «в основном защищают по уголовным делам».
«Беньяш всегда бросался на помощь, защищал бесплатно, приезжал из Геленджика, чтобы защищать активистов в Краснодаре. Это конечно очень раздражало УФСБ Краснодарского края, и я думаю, что то, что происходит, их рук дело», — сказала она.
Антонова отметила, что присутствие Беньяша придавало участникам протестных акций уверенность — ему действительно удавалось отстоять их интересы в суде. Так, 1 августа суд отменил решение о штрафах в отношении шести участников акции «Он нам не царь», в другом случае закрыл дела по статье о неповиновении сотруднику полиции (ст. 19.3 КоАП) и отправил на пересмотр дела о нарушении порядка общественного мероприятия (ч. 2 ст. 20.2 КоАП).
- Критика судей
По мнению еще одного члена «Экологической вахты Северного Кавказа» — Софьи Русовой, которая хорошо знает Беньяша — уголовные дела в отношении адвоката связаны с тем, что Беньяш публично критиковал судейский корпус края.
«Михаил достаточно часто выступал на митингах, например, 1 июля во время митинга против пенсионной реформы, он произнес яркую речь, в которой жестко выступал против правительства, Путина и т д. Я думаю, что любые критические высказывания в адрес власти в Краснодарском крае воспринимаются в штыки, и все это не проходит бесследно», —считает она. Русова рассказала, что Беньяш публично критиковал свадьбу дочери «золотой судьи» Елены Хахалевой, которая после скандала была исключена из президиума Краснодарского суда.
[object HTMLElement]
«В Краснодарском крае любят выбрать какого-то изгоя и начать его травить. Так было с экологическим активистом Евгением Витишко, в последствии осужденного на три года колонии-поселения по делу о порче забора. Так было и с активистами «Эковахты» Андреем Рудомахой и Дмитрием Шевченко, на которых несколько раз нападали, и приходили к ним с обысками. Теперь нечто подобное происходит и Беньяшем», — предполагает Русова.

P.S.

P.S. Передает Павел Чиков («Агора»): Заседание по мере пресечения адвокату Михаилу Беньяшу идет уже одиннадцать часов. Вызванная «скорая» обнаружила у него двустороннее воспаление легких. Получил он его в спецприемнике. Прокурор просит госпитализировать
а в это время<br> &nbsp;
Более 370 адвокатов России подписались под обращением в Федеральную палату адвокатов с требованием эффективного расследования нападения на Беньяша — так в профессиональном сообществе было квалифицировано задержание и применение силы к кубанскому правозащитнику.