22 августа США ввели новый пакет санкций против России: с сегодняшнего дня американским компаниям запрещено продавать России продукцию двойного назначения, которую можно использовать как военную. Запрещены поставки электроники и технологий для нефтегазовой отрасли. Новые ограничения официально связываются американскими властями с расследованием дела об отравлении экс-полковника ГРУ Сергея Скрипаля и его дочери Юлии в британском Солсбери. Госдепартамент вслед за Лондоном обвинил в отравлении Россию, заявив, что она нарушила нормы международного права, использовав химическое оружие.
Если Россия в течение 90 дней с момента введения санкций не предоставит гарантий, что не планирует использовать биологическое и химическое оружие в будущем и откажется сотрудничать с международными экспертами в деле об отравлении — будет введен второй пакет санкций. В него входит куда более серьезный список ограничений: будет введен запрет на кредитование российских компаний, рейсы «Аэрофлота» в США будут приостановлены, американская сторона может разорвать дипломатические отношения с Россией.
Российская валюта уже отреагировала на проект новых санкций в начале августа и сейчас продолжает свое падение. На сегодняшний день, курс евро на торгах Московской биржи впервые с 2016 года превысил 78 рублей, курс доллара — 67 рублей.
Экономист Олег Буклемишев рассказал «Новой», что ждет российские рынки и рубль в связи с новым пакетом американских санкций.
Олег Буклемишев, доцент экономического факультета МГУ. Фото: РИА Новости
— Сегодняшние санкции — это промежуточная стадия. Материально — это совсем небольшая порция относительно того, что уже введено. Проблема в том, что уже создана инерция постоянного ужесточения вводимых в отношении Российской Федерации ограничений. И, что касается второго основного пакета, сейчас у всех присутствует ожидание — «завтра лучше не будет, будет только хуже». Усугубляет эту ситуацию еще и то, что не совсем понятно, что России нужно делать, чтобы остановить это. В условиях — либо нигде не прописанные вещи, либо заведомо невыполнимые.
В чем должно поклясться российское руководство и какие меры должны предпринять, чтобы тема вмешательства в выборы была снята с повестки дня? Или, чтобы закрыть тему химического терроризма? Да, в условиях есть абсолютно неприемлемые вещи, связанные с мониторингом российских объектов, на что никогда Россия не соглашалась и, видимо, в этот раз тоже не согласится.
То, что происходит сейчас с рублем — это реакция не на сегодняшние события, а скорее на перспективы санкционного процесса. Для его остановки, по большему счету, нужно формирование нового доверия к Российской Федерации, а почвы для этого пока не видно. Поэтому рублевые проблемы в будущем будут продолжаться. И, видимо, наша валюта будет шарахаться из стороны в сторону, тем более в свете относительно новой политики Центрального банка (введенной в действие в конце 2014 года).
Ведь Центральный банк в торги на валютном рынке не вмешивается. Поэтому нам гарантирована такая высокая волатильность.
Более того, рубль будет качать из стороны в сторону в связи с новыми ожиданиями игроков, и если будут поступать новые негативные новости.
В частности, особенно важно затронут ли ближайшие санкции приобретения иностранных инвесторов — российский долг, выраженный в рублях. Если это произойдет, конечно, рублю не поздоровится. Пока мы имеем дело только с ожиданиями.
Что касается второго пакета, скорее всего, он будет введен. С этим всем можно жить, и обходить то, что можно обойти, но в среднесрочном плане это все крайне болезненно. Это меняет поведение экономических агентов, которые видят воронку постоянного ухудшения ситуации с санкциями. И по сути, это влечет нарастание издержек отечественных экономических агентов. Санкции, на что бы ни были направлены и какими бы умными они ни были, все равно затрагивают российские юридические и физические лица. В конечном итоге все откликается этим лицам, ужесточая условия их жизни.
Соответственно, условия бизнеса будут хуже, частные лица будут жить тоже хуже, в связи с введением новых санкций.
И это рецепт экономической стагнации — не инвестировать, не принимать далеко идущие решения на потребительском рынке. В таких условиях люди будут осторожничать, откладывать деньги на черный день, и это, конечно, нехорошо для существования в современном мире, который динамично развивается. Российское государство в то же время нам показывает пример того, как оно тоже старается как можно больше изъять и забрать средства, что путем НДС, что путем пенсионных ограничений — это все приводит к зажиму хозяйственной ситуации с другой стороны.
от редакции
Подмороженные активы. Сообщения об американских санкциях появляются и дезавуируются каждый день
Нервозности участникам российского финансового рынка добавляют все новые и новые сообщения о разработке или точечном применении американских санкций. Сначала о заморозке активов «на миллиарды долларов» сообщил минфин США.
Речь шла о деньгах Вексельберга и Дерипаски на Кипре. Сами бизнесмены эту информацию пока публично не подтвердили. Кипр, сообщает минфин США, «остается юрисдикцией, вызывающей беспокойство с точки зрения отмывания российских денег», и с этим трудно спорить. Однако трудно и согласиться с тем, что эти деньги отмывали именно Дерипаска и Вексельберг и с заморозкой их активов проблема будет решена. Непонятно также, как это может сказаться на «изменении поведения России», которое авторы санкционных инициатив США называют своей главной целью. Пока что главной реакцией нашего правительства было предоставление компаниям Дерипаски и Вексельберга все новых преференций на внутреннем рынке. Если план в том, чтобы постепенно сделать эту поддержку настолько масштабной, что она подорвет бюджет и социальную стабильность, то ждать этого придется еще долго.
Второе сообщение было растиражировано с подачи Reuters и касалось заморозки 5 миллиардов швейцарских франков в Credit Suisse. В банке быстро уточнили, что речь идет не о заморозке, а о «реклассификации», то есть смене юридического статуса активов, принадлежащих неназванным россиянам. Конечно, швейцарцы хранят банковскую тайну и не уточняют, идет ли речь снова о Дерипаске и Вексельберге или о ком-то еще. Факт, что пока эти люди не лишились своих денег, просто миллиарды больше не находятся «под управлением» Credit Suisse, а лежат там на счетах.
Спасибо, теперь на почту вам будут приходить письма лично от редакторов «Новой»