Саммиты НАТО — это вроде съездов КПСС: церемониальные мероприятия для утверждения заранее проработанных документов, определяющих жизнь Альянса на очередной отчетный период. Сейчас в НАТО 29 стран-членов, плюс генсек Йенс Столтенберг, плюс в Брюссель прибыли начальники-партнеры из Армении, Азербайджана, Македонии, Украины, Грузии, Афганистана. Всего за полтора дня в такой толпе випов практически невозможно реально вырабатывать никакие решения: каждый привез своих министров, генералов и прочий антураж, каждый со своей охраной, на веренице машин в сопровождении бельгийских полицейских на мотоциклах. Если каждый лидер, например, выскажется по какой-то теме минут на пять (а начальники редко умеют говорить кратко), то вместе выйдет на два с половиной часа трепа (если без перерывов). И это только для того, чтобы каждая страна-член просто обозначила свою позицию. Понятно, что дискуссии тут малопродуктивны — остается подписывать, что из аппарата поднесли.
Стратегия и бремя
Западные военные штабы и ведомства этим и были заняты. Долго готовили, проработали и утвердили заранее план с типичным для НАТО звонким названием «30+30+30+30», или «4x30»: 30 тактических батальонных групп + 30 боевых авиаэскадрилий + 30 боевых кораблей, по большей части из европейских стран, но также из-за океана, должны в 30 дней выдвинутся и развернуться на «Восточном фронте» Альянса — прежде всего в Польше на Балтике и в Прибалтике, чтобы сдержать возможные агрессивные поползновения РФ.
Военно-экономический потенциал России несравним с совокупной мощью стран-членов Альянса. РФ — страна со слабой и застойной сырьевой экономикой, технологически отсталая и с многократно меньшим населением, но она в отличие от демократических стран может скрытно и сравнительно быстро, как во время «воссоединения» Крыма, отмобилизовать значительные военные силы, с которыми малые прибалтийские страны и Польша не справятся даже вместе с несколькими батальонам западных союзников, что уже там сейчас находятся.
Конечно, в Москве настаивают, что у нее нет никаких планов куда-то там «вторгаться». Но эти отрицания всерьез не воспринимают. Президенты Борис Ельцин и Владимир Путин подписали, а Федеральное собрание ратифицировало целых два договора, которые признавали Крым суверенной территорией Украины, что потом никак не помешало его «воссоединить» с применением военной силы.
И теперь Европе, как в прежние времена, важны лишь конкретные военные возможности, а не договоры или декларации о намерениях, которые могут вдруг отмениться без предупреждения в любой день.
Впрочем, для реальной войны с РФ на далеком Восточном фланге НАТО даже дополнительных сил по плану «4x30» будет маловато, и 30 дней на развертывание — непомерный для современной мобильной войны срок. Утвержденный на саммите Альянса план «4x30» — не для реальной войны, а для сдерживания, чтобы всем было четко понятно: любой, даже случайный локальный конфликт, неизбежно приведет к автоматической эскалации вплоть до общеевропейской или даже мировой войны, в которую никто ни на Востоке, ни на Западе ввязываться не желает.
Сдерживание — традиционная основа оборонной стратегии Альянса, и очень успешная. Благодаря ей в Центральной Европе не было войны уже больше 70 лет. Противостояние с Москвой на основном европейском фронте оставалось «холодным», хотя на стратегической периферии — в Азии, Африке и в Латинской Америке — постоянно шли кровопролитные так называемые «прокси-войны». Конечно, эффективное сдерживание должно быть убедительным, и для того в западных штабах разработали комплекс дополнительных логистических мер по улучшению дорог, мостов, тоннелей и портов, по сглаживанию национальных правовых препон, чтобы дополнительные войска и техника катилась к границам России по плану «4x30» непрерывным потоком. Для регулирования этого потока придумали развернуть дополнительные штабы, увеличить штат натовских офицеров на 1200 человек, а также создать отдельную командную структуру для кибервойны. Все эти планы благополучно утвердили на саммите 11 июля. Но в плавное движение большой бюрократической машины вмешался президент США Дональд Трамп.
Перед саммитом Трамп обвинил союзников (в особенности Германию) в тунеядстве за счет Америки, которая тратит на оборону Европы слишком много.
Еще в 2014 году на саммите в Уэльсе союзники обещали довести военные расходы до 2% ВВП, но немногие это обещание выполнили. Во время официального ужина 11 июля обсуждалась проблема «справедливого распределения бремени» оборонных расходов, но договориться не вышло, наверное, также потому, что пока каждый из 29 суверенных начальников высказался по теме, тьма времени прошла — и всё съели.
Поскольку серьезные разногласия между американцами и их европейскими союзниками в корне подрывают принцип эффективного сдерживания, среди западных дипломатов, военных и политиков, как европейских, так и американских, началась некоторая паника. По инициативе генсека НАТО Йенса Столтенберга повестку саммита резко переиграли, и утром 12 июля обсуждение сравнительно малозначимых для западного мира вопросов — помощи Афганистану и Ираку — перенесли на более позднее время, а дискуссию о «распределении бремени» продолжили, и вот — все наладилось. Трамп объявил на пресс-конференции, что европейцы, мол, обещали раскошелиться и что «НАТО сегодня стало намного сильнее, чем пару дней назад».
Скоро выяснилось, что в действительности никто ничего принципиально нового никому не обещал. Трамп сам признал, что сначала союзники будут стараться достичь уровня военных расходов в 2% ВВП, а потом, «в будущем», может и 4%, но для этого нужно «одобрение их конгрессов» (парламентов). По сути, Трамп признал, что требование резкого увеличения военных расходов европейских стран — лишь надуманный предлог для оказания давления для того, чтобы существенно снизить уровень американских обязательств по отношению к Европе. Трамп в Брюсселе повторил, что «НАТО важнее для Европы, чем для США», но также признал (дабы успокоить общественность), что «нам тоже НАТО важно».
В Хельсинки 16 июля Трамп проведет первый полноценный саммит с Путиным. В Брюсселе президент США объявил, что не знает российского визави лично, и потому «он мне не враг, а может стать другом». Оба лидера собираются обсуждать Сирию и Украину и, очевидно, настроены договориться о некой взаимной деэскалации. Трамп «не исключил», что может отменить военные учения на Балтике, чтобы снизить уровень противостояния: «Посмотрим, что получится».
Похоже, стороны готовы всерьез попробовать договориться в Хельсинки, и если будет заключена сделка (a deal, как любит говорить Трамп), то это будет между двумя президентами непосредственно и неформально. Ударят по рукам — как Трамп привык заключать сделки. К ожидаемой общей декларации о снижении напряжения в российско-американских отношениях могут быть тайные приложения — такой «пакт Хельсинки». Например, неформальный «обмен» Украины на Иран.
США планируют резко наращивать давление на Иран, экономическое и не только. Москва может неформально постоять в сторонке, формально осуждая, но не вмешиваясь, если Вашингтон неформально постоит в сторонке, пока Киев принуждают к выполнению Минских договоренностей. В Сирии можно договориться об ускорении вывода американских войск, чего Трамп давно хотел, но только если будут заверения в том, что это не приведет к расширению иранского влияния.
В штаб-квартире НАТО Трамп объявил: «У нас был замечательный (great) саммит, и Путин это увидит». Когда сбывают лошадь, ее не продают голодной и больной. Трамп потому вдруг сменил гнев на милость в Брюсселе и объявил саммит «фантастическим», что главная цель его европейского турне — это саммит в Хельсинки, а НАТО — только фишка для торговли, которую понадобилось сделать вдруг крепкой и замечательной, как никогда прежде.
Брюссель—Москва
Спасибо, теперь на почту вам будут приходить письма лично от редакторов «Новой»