Колонка · Политика

Ситуация с Верещагиным

Права на единственно верную интерпретацию искусства принадлежат администрации

Кирилл Мартынов , редактор отдела политики
Петр Саруханов / «Новая газета». Перейти на сайт художника
Преподаватели исторического факультета МГУ вместе со своими студентами пришли на выставку картин Василия Верещагина в Третьяковскую галерею. Охранники обвинили ученых в организации нелегальной экскурсии и потребовали прервать ее. По словам самих историков, они всего лишь обменивались впечатлениями от увиденного. Рассказ об этом вызвал возмущение в социальных сетях. Музейные сотрудники в свою очередь призывают не раздувать скандала. Мол, тот факт, что Третьяковка требует посетителей, рассказывающих о картинах третьим лицам, покупать специальный бейдж гостевых гидов, — это обычная мировая практика.
Поверить в это не так легко: одно дело коммерческие экскурсии и совсем другое — поход в музей преподавателя со своими студентами. К тому же, публика сразу начала вспоминать, как именно в Третьяковке им стали запрещать любые беседы, предлагая вместо общения с разными самозванцами послушать настоящего экскурсовода.
Ситуация с Верещагиным осталась бы анекдотом из социальных сетей, если бы к обсуждению не подключились официальные лица.
Сначала пресс-служба МГУ не нашла ничего более умного, чем принести извинения Третьяковке.
В заявлении университета сообщается, что между структурами существуют «устойчивые дружеские, научные и человеческие связи». Выражается надежда, что «данное событие» — очевидно, попытка партизанской экскурсии, — эти связи не разрушит. А поведение преподавателей, посмевших о чем-то рассказать своим студентам в музее, называется «некорректным».
С этого момента анекдот заканчивается и становится атмосферно. Речь уже не об интерпретации правил галереи и даже не о том, что в МГУ считают запрет на бесплатные занятия со своими студентами-историками в другом госучреждении нормальным. Как заметили наблюдатели, проблема тут в ползущем по стране запретительстве, духе вахтеров и заборов. Если где-то обнаружены несогласованные формы жизни, то долг всякой бюджетной организации состоит в том, чтобы такую жизнь уничтожить. Из такой перспективы старая дружба между МГУ и Третьяковкой выглядит настоящим бюрократическим экстазом.
Представители Третьяковки тоже не стали отмалчиваться. Там сообщили, что действительно ввели с 15 мая бейджи для гостевых гидов, вменили охранникам слушать разговоры посетителей и ловить нелегалов. Правила проведения экскурсий формально не менялись 20 лет, но теперь музейщики решили применять их буквально. Например, рассказывать о картинах нельзя даже единственному слушателю. В путаном заявлении Третьяковки есть невероятный пассаж. Посетители якобы жалуются на то, что другие гости галереи притворяются экскурсоводами и распространяют «неверные сведения о картинах». Дело уже не в «передовом международном опыте», но еще в том, что
существует единственно верная интерпретация искусства, и монопольные права на нее принадлежат администрации галереи.
В остальном никаких проблем, сообщают в Третьяковке: они там нас всех ждут и, возможно, даже разрешат переброситься парой фраз, если охрана не сочтет общение подозрительным.
Прочитав все это, автор сначала расстроился, а потом вспомнил, что в истории есть ветхозаветная справедливость. Если сотрудник Третьяковки захочет попасть на профильную публичную лекцию в университет, его тоже не пустят без предварительного списка. Общественная жизнь проходит, так сказать, в обстановке недоверия и огораживания. Да и чемпионат мира, наконец, подходит к концу: назад к заборам.