Колонка · Культура

«Какая-то кровавая полоса прошла»

В Третьяковке вандал испортил картину Репина

Этот материал вышел в № 55 от 28 мая 2018
Читать номер

Этот материал вышел в
№ 55 от 28 мая 2018

15:44, 26 мая 2018Елена Дьякова, обозреватель

7233

15:44, 26 мая 2018Елена Дьякова, обозреватель

7233

О сути произошедшего Третьяковская галерея публике сообщила в точном и быстром заявлении.

Не удалось отобразить 667

Мотивы 37-летнего Игоря П. из Воронежской области, напавшего на картину в ГТГ, пока доподлинно не установлены. По версии МВД, мужчина был пьян.

Злоумышленник. Кадры оперативной съемки / 5 канал

Был это приступ безумия? «Синдром Герострата»? Или Игорь П., начитавшись хлестких историков и публицистов, решил защитить Иоанна IV от «исторического поклепа» и обвинений в убийстве царевича Ивана Ивановича? И «демонтировать миф» доступными его средствами?

Во всяком случае, вандал-2018, сумевший выломать прут из ограждения (что вполне в обычаях наших дней) продолжил целую традицию. Страшную. С жертвами. «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года» (строго говоря, полотно Репина называется именно так) и рождены-то болезненным потрясением Репина после событий 1 марта 1881 года — убийства императора Александра II народовольцами. «Какая-то кровавая полоса прошла через этот год, чувства были перегружены ужасами современности, но к ней страшно было подходить — не сдобровать! <…> Естественно было искать выхода наболевшему в истории», — писал сам художник.

События 1 марта — подсознание полотна. Скрытый его фон. А также — пролог к самому кровавому веку истории России.

Что видят перед собой обезумевшие глаза Иоанна IV? Может быть, будущее?

Фрагмент картины Ильи Репина «Иван Грозный и сын его Иван»

В любом случае — более тревожное полотно в музеях России поди сыщи. За что картина Репина, как известно, не раз уже поплатилась. И первым запретом «на открытый показ» в истории русского искусства: П.М. Третьякову, купившему полотно в 1885-м, было предписано двором не экспонировать его, и лишь через несколько месяцев (идиллическими все же временами была «реакция Александра III»!) запрет сняли. И нападением на картину «первого безумца»: в наиблагополучнейшем 1913 году полотно изрезал ножом старообрядец, иконописец Абрам Балашов. А хранитель Третьяковской галереи, художник Георгий Хруслов, узнав о произошедшем, бросился под поезд.

100 лет спустя «Иван Грозный и сын его Иван» вновь сотрясали умы сограждан. Известный боец за чистоту помыслов и борец за канонизацию Иоанна IV Василий Бойко-Великий с группой товарищей обратились к министру культуры Мединскому с открытым письмом. В коем требовали убрать полотно из экспозиции ГТГ как содержащее «клевету на русский народ, на русское государство, на русских благочестивых царей и цариц». Дирекция ГТГ, естественно, сделать это отказалась.

Вокруг полотна появилось то самое ограждение, из коего 25 мая 2018 года Игорь П. сумел выломать прут.

В соцсетях, естественно, кипят страсти. Высокопрофессиональные историки указывают, что Репин не первым обратился к сюжету: до него подавленного Иоанна IV у гроба царевича Ивана Ивановича писали академики живописи Николай Шустов и Вячеслав Шварц. Вспоминают и доклад митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия, тогдашнего председателя Синодальной комиссии по канонизации святых. В 2008 году, в записке «К вопросу о канонизации царя Ивана Грозного и Г.Е. Распутина», митрополит Ювеналий писал очень точно:

Не удалось отобразить 667

И канонизация Иоанна IV (как и Григория Ефимовича) не состоялась, конечно же. Никоим образом. Ибо — если причины смерти сына и престолонаследника однозначно не определены, то причины смерти святителя Филиппа, сотен новгородцев и псковичей, многих десятков жертв опричнины — известны доподлинно. Не тем Иван Васильевич будь помянут, конечно.

Игорь П. — в заслуженном узилище. Глухое, темное, кровавое, тревожное полотно Репина — на реставрации.

А время, когда широкая отечественная общественность заметит вдруг, что не «Грозным», не «Крестным ходом в Курской губернии», не суровым жанровым «Не ждали», не «Запорожцами» и даже не «Бурлаками» по-настоящему велик Илья Репин — где оно? Когда наступит?

Илья Репин. «Стрекоза». Портрет В.И.Репиной, дочери

Когда поймем и будем взахлеб обсуждать в соцсетях: «Стрекоза» — портрет двенадцатилетней дочери в мятом голубом платье, оседлавшей изгородь выгона, «Осенний букет» с мягким переливом зеленого, паутинно-серого, терракотового, маки в разнотравье и белые ампирные скамьи в усадебной зелени, детские и женские портреты Репина — не уступают написанным в те же десятилетия шедеврам импрессионистов ни в маэстрии, ни в глубоком чувстве радости и любви к жизни (а пожалуй — и в благодарности Творцу за творение)? Вот его главное наследие, на самом-то деле.

Эти работы украсили б и Музей Д’Орсэ и «Метрополитен» — но, к счастью, они у нас. В ГТГ и в Русском музее. Иди, дыши, грейся. Уйдешь счастливым.

Но это простая мысль все почему-то никак не попадет в резонанс с умонастроением отечественного зрителя. Что показательно и само по себе. Сгустки крови на лбу Иоанна Грозного по-прежнему притягивают нас больше.

Петр Саруханов / «Новая газета». Перейти на сайт художника

 

Делаем честную журналистику
вместе с вами

Каждый день мы рассказываем вам о происходящем в России и мире. Наши журналисты не боятся добывать правду, чтобы показывать ее вам.

В стране, где власти постоянно хотят что-то запретить, в том числе - запретить говорить правду, должны быть издания, которые продолжают заниматься настоящей журналистикой.

Ваша поддержка поможет нам, «Новой газете», и дальше быть таким изданием. Сделайте свой вклад в независимость журналистики в России прямо сейчас.
#москва #вандализм #картины #третьяковская галерея

важно

7 часов назад

Российские фигуристы Синицина и Кацалапов стали чемпионами мира в танцах на льду

Slide 1 of 7

выпуск

№ 32 от 26 марта 2021

Slide 1 of 11
  • № 32 от 26 марта 2021
  • № 31 от 24 марта 2021
    № 31 от 24 марта 2021
  • № 30 от 22 марта 2021
    № 30 от 22 марта 2021
  • № 29 от 19 марта 2021
    № 29 от 19 марта 2021
  • № 28 от 17 марта 2021
    № 28 от 17 марта 2021
  • № 27 от 15 марта 2021
    № 27 от 15 марта 2021
  • № 26 от 12 марта 2021
    № 26 от 12 марта 2021
  • № 25 от 10 марта 2021
    № 25 от 10 марта 2021
  • № 24 от 5 марта 2021
    № 24 от 5 марта 2021
  • № 23 от 3 марта 2021
    № 23 от 3 марта 2021
  • В архив выпусков «Новой газеты»

Топ 6

1.
Расследования

Крым их Как поделили полуостров друзья Владимира Путина и местные чиновники. И чем этот «дележ» обернулся для обычных жителей

496857

2.
Сюжеты

«Заткните это животное!» В Находке структуры, которые были связаны с Ротенбергом, строят завод по производству метанола для Китая. Он нравится всем, кроме местных жителей

186950

3.
Колонка

Масочный режим для фуфловира Главу «Биотек» Шпигеля арестовали потому, что госструктуры не простили частникам конкуренции в ковид-пандемию. А губернатор пошел довеском

183617

4.
Сюжеты

«Умирать я буду одинокой» Пройти девяностые и штурмовать Грозный, биться на ринге и прыгать с парашютом. Ничто не сделает мужчину — мужчиной, если внутри него живет женщина

166613

5.
Репортажи

Миллиардер. Из Пензы Как выживает один из беднейших регионов России, где губернатор арестован за взятки. Репортаж «Новой»

149566

6.
Новости

«Я кричал от боли»: похищенные чеченские юноши подали заявление в СК по факту пыток со стороны силовиков в 2020–2021 годах

87623

Вы можете просто закрыть это окно и вернуться к чтению статьи. А можете — поддержать газету небольшим пожертвованием, чтобы мы и дальше могли писать о том, о чем другие боятся и подумать. Выбор за вами!
Стать соучастником

К сожалению, браузер, которым вы пользуетесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google Chrome Firefox Opera