«В легендарном круглом зале ученого совета МПГУ завершалось итоговое заседание. «Коллеги, — тихо сказал ректор, — сегодня у нас особенный день. Мы возвращаем обратно наше знамя».
Важна интонация этого сообщения на сайте Московского педагогического государственного университета — восторженно-придыхательная, знаменующая важность события: «…наше знамя...»
О каком знамени речь? О том, что годами осеняло красной славой труд одной из кузниц идеологических кадров СССР — Московского государственного педагогического института им. В. И. Ленина.
Те, кто учился в 70-80-х — а я как раз тогда закончил Московский областной пединститут имени Крупской — помнят, чем были эти вузы. Там готовили специалистов по внедрению в сознание детей картины мира, которая, по мнению тогдашних теоретиков, должна привить им лояльность советской власти. А также — любовь к руководству: Политбюро ЦК КПСС и Генеральному секретарю (как бы его ни звали), чьи «портретики» развешивали и на улицах городов, и на стенах классов.
«Жить, учиться и бороться, как завещал великий Ленин, как учит Коммунистическая партия» гласило Торжественное обещание «юных ленинцев», отряды которых, как считалось, были стержнем воспитательного процесса. Ожидалось, что их наставники привьют детям готовность к жизни и борьбе в русле программы КПСС и заветов ее вождя Ленина. Учение коего, как гласили учебники, «непобедимо, ибо верно». Не зря ведущий педвуз назвали его именем. А самого объявляли видным педагогом. Как и его жену Надежду Крупскую. Их труды изучали, сдавали на экзаменах, писали по ним дипломы и защищали диссертации. В таких вузах тысячи специалистов, используя сотни пособий, упорно и целенаправленно формировали взгляды сотен тысяч студентов, прививая им навыки верных бойцов за «светлое будущее человечества», где «владыкой мира будет труд».
Кстати, возможно, урегулировав отношения с капиталом, он и станет в свой черед владыкой мира. Но явно не по прописям советской версии «развитого социализма». А для нее педвузы готовили повелителей масс. Их взглядов и выбора. И это были не только учителя обществоведения, истории и литературы, но и языков, и точных дисциплин. Плюс — труда, физкультуры и военной подготовки, без которой невозможным виделось строительство в мире светлого завтра.
Но не того, что обсуждали Маркс и Энгельс. А того, коим грезили Ленин и Сталин.
Красный флаг уже в гражданскую войну фактически утратил символическую связь со знаменем либеральной европейской революции 1848 и стягом Парижской коммуны, русских восстаний декабря 1905 и марта 1917.
Чем дальше, тем больше он наливался кровью жертв тоталитаризма. И багровой инсультной тяжестью геронтократии. Но имелся в каждом вузе.
Хранился он и в парткоме МГПИ. Но после провала путча ГКЧП, V съезд народных депутатов РСФСР 1 ноября 1991 утвердил в качестве Государственного флага триколор. А красные флаги были изъяты, как символы власти чуждой новой России.
После роспуска в вузах первичек КПСС, из бывшего парткома удалили и флаг МГПИ. Но его, как сообщает сайт вуза, «спас и сохранил тогдашний член парткома» Гарри Казиев. Он хранил его 27 лет и в июле 2018 флаг вернул МПГУ под «слезы радости и сопричастности с великим символом».
Чем он велик? Неведомо. Но его поместят в музей МПГУ. Хорошо — не в партком.
Известно: символы — фрагменты управляющей знаковой системы — орудия подчинения сознания, как и насилие, и страх.
Кому-то бюсты Сталина, серпы и молоты в метро, плач по прежним знаменам, кажутся незначимыми. Но реставрация тоталитарного прошлого не обязательно начинается с рева танков и публикации декретов.
Специалисты по политической психологии считают: начало ей нередко кладет возврат символов, образов, знаков — эмблем, мелодий, знамен — пышный и торжественный. А за ним — торжество прежних зловещих режимов. За реставрацией символической следует политическая.
Найти на сайте МПГУ новость о возвращении одного из таких знаков легко. Прочтите. Ощутите пафос торжества.