28-летний Чынгыз Анарбек уулу приехал в Москву из Бишкека, чтобы найти деньги на погашение кредита — на родине остался долг за строительство дома. Бронзовый призер чемпионата мира по панкратиону (это такие единоборства) сначала попробовал поработать поваром, но что-то не пошло, и он, арендовав машину, пошел в водители такси. Работать приходилось много — до 20 часов в сутки. 16 июня Чынгыз
сбил на своем такси восемь человек в центре Москвы. Среди них — туристы из Мексики, приехавшие на чемпионат мира по футболу. Все живы, но одна женщина — в больнице в состоянии средней степени тяжести.
Сам водитель утверждает, что уснул за рулем, из-за чего его машину повело вправо. Это вызывает ряд возражений у публичных комментаторов: бывший мэр Екатеринбурга Евгений Ройзман, например, утверждает, что речь идет о теракте — и он не единственный, кто придерживается такого мнения.
«То, что он не заснул, то, что это не усталость, когда смотришь видео, совершенно понятно, он подъезжает к багажнику впереди стоящей машины, подтормаживает, резко перекладывает руль вправо, с добавлением газа выезжает на тротуар и перекладывает руль чуть влево, чтобы не упереться в стену, — сказал Ройзман в интервью радиостанции «Эхо Москвы». — А теперь это называйте как угодно, только не говорите, что заснул или устал…»
Ситуацию усугубил тот факт, что водитель сразу после наезда выскочил из машины и побежал прочь. Правда, есть видео, на котором слышно, как он кричит: «Не убивайте, не надо!».
Как выяснилось позже, пьян водитель не был, права у него уже пять лет (да, выданы в Кыргызстане — стране с огромной аварийностью и безумной коррупцией в ГАИ, но тем не менее). И в связях с экстремистскими группировками он замечен не был. Другие комментаторы предполагают, что водитель хотел объехать справа стоящие впереди машины, но из-за той самой усталости вывернул руль слишком резко и поехал на пешеходов, а потом от испуга не смог сходу затормозить.
Фото: Сергей Ведяшкин / Агентство Москва
В социальных сетях началась настоящая травля водителя: он выруливал на туристов специально, он на самом деле был пьян, он кыргыз — это то, что вменяется в вину наехавшему на пешеходов Чынгызу. Отрицание властями версии теракта списывают на заботу о чемпионате мира по футболу и спокойствии болельщиков. Экспертизе на трезвость не верят априори. А больше всего всех недовольных возмущает присутствие за рулем представителя кыргызской национальности. «Давно пора этих ребят отправить домой. Понятно, дворники нужны. Но таксистов и россиян всегда будет хватать. Все равно всячески стараются дистанцироваться от России. Ну хотят — пусть и живут сами по себе», — комментарий со спортивного ресурса, вполне себе популярный и поддержанный другими пользователями. И это еще очень мягкая характеристика произошедшего.
Для таких заявлений есть благодатная почва. В апреле научный центр безопасности дорожного движения при МВД опубликовал аналитический отчет, в котором в качестве одной из тенденций отметил ухудшение аварийности из-за большого количества водителей из стран СНГ. В 2017 году в авариях, где одной из сторон были водители из стран бывшего СССР, погибло 524 человека. Количество таких аварий при этом выросло до 4,2 тысячи из 169,4 тысячи. Однако с точки зрения абсолютных цифр — это манипуляция: количество погибших в авариях пусть даже по вине водителей-мигрантов — меньше трех процентов, а процентная доля самих аварий — еще меньше. Это, правда, не мешало тому же научному центру годом раньше утверждать, что в четырех из пяти случаев аварий виноваты мигранты.
В широком смысле это все проявление мигрантофобии, о которой постоянно говорят правозащитники: приезжие виноваты во всем или почти во всем.
«В голове у россиянина одновременно уживаются две разные мысли, — говорит правозащитник из организации помощи мигрантам «Тонг Жахони» Валентина Чупик. — С одной стороны, всех мигрантов нужно немедленно депортировать, поскольку работодатели их нанимают специально, чтобы платить копейки, и лишают тем самым рабочих мест россиян. С другой стороны, ну я же не для того, чтобы дворником работать, родился. Я же белая кость, голубая кровь».
Обвинения таксиста во всех грехах были ожидаемы, поскольку работает стереотипная формула «кыргыз — мусульманин — террорист (как минимум, потенциальный)». И ответить на это нечем: замученные бытовым расизмом и национализмом мигранты рады бы дать отпор, но любая попытка выйти на акцию протеста по российским законам карается депортацией и запретом на въезд на пять лет.
Большинство россиян, кажется, по по-прежнему уверены, что мигрантам, допущенным до работ в стране, делается большое одолжение, однако при этом прав у них практически нет — пусть радуются, что их вообще пустили в Россию. Смешанные со страхом по отношению к мигрантам (он усилился после прошлогоднего теракта в Петербурге) эти настроения проникают на все уровни — от регулярной тщательной проверки в метро со стороны контролеров и полицейских именно мигрантов до отказа в работе или до введения платной функции «водитель-славянин» в сервисе грузовых перевозок того же «Газелькина» (последний случай широко обсуждался в интернете и СМИ). Государство просто не хочет взаимодействовать с мигрантами, качают головами правозащитники, предпочитая работать репрессивными методами и не борясь с мигрантофобией в обществе.
Таксист Чынгыз Анарбек уулу, вины за ДТП с которого никто не снимает, в полной мере ощутил это отношение России к таким, как он. То, что водитель совершил наезд ненарочно, признали лишь после четырех нот со стороны дипломатических представительств Кыргызстана, говорит Валентина Чупик. Сами кыргызские власти начали обхаживать пострадавших (премьер-министр, например, позвал пострадавших на реабилитацию в Кыргызстан), а простые жители стали собирать деньги на помощь своему соотечественнику — чтобы он смог выплатить компенсации за принесенный ущерб. Есть только опасение, что дальнейшее его пребывание в России это не продлит. «Я думаю, его депортируют — чтобы он не стал отстаивать свои права», — заключает правозащитник.
Спасибо, теперь на почту вам будут приходить письма лично от редакторов «Новой»