В минувшие выходные в Алматы состоялось заседание министров иностранных дел стран-членов ОДКБ. Рутинное мероприятие превратил в разбор полетов глава внешнеполитического ведомства России Сергей Лавров. Он выразил открытое недовольство партнерами, которые чуть ли не открыто бросаются в лапы коварного Запада. Больше всех досталось Казахстану: Лавров высказал казахстанскому коллеге свое «недовольство» по поводу порта на Каспии, куда теперь будут заходить американские корабли, а также вспомнил про построенную американцами биолабораторию в Алматы.
Обе этих истории тянутся не первый год, но до 10 июня их мусолили так называемые «патриотические» СМИ России вроде телеканала «Царьград». Порт на Каспии – это база в Актау, крупнейшее подобное сооружение в Казахстане. В январе этого года Нурсултан Назарбаев съездил в Вашингтон, где в разговоре с Дональдом Трампом в том числе договорился о том, что через порты Актау и Курык (находятся в одной области) будут по необходимости проходить корабли под флагом США с грузами гуманитарной направленности. Корабли будут гражданские: США ищет параллельные маршруты доставки грузов в Афганистан после того, как Трамп из-за своей риторики поссорился с Пакистаном. Логистика с участием территории Казахстана в каком-то смысле даже удобнее: из Азербайджана через Каспий грузы будут приходить в Актау, а оттуда сухопутным маршрутом через Узбекистан прямо на афганские земли.
Присутствовавшие на воскресной встрече глав МИД ОДКБ источники газеты «Коммерсант» заявили, что для Москвы даже гипотетическое появление американцев в казахстанских акваториях сродни удару в спину – при том, что об этой договоренности было известно еще зимой.
Сработала старая формула: завтра там будут стоять корабли НАТО.
Формула, свойственная СМИ «русского мира»: ровно такие же тревоги звучали, например, в материалах сайтов «Правда.ру» и «Военное обозрение». И хотя, как сообщают СМИ, глава казахстанского МИД Кайрат Абдрахманов «клятвенно заверил» Лаврова, что военных кораблей там не будет даже близко, российский МИД остался крайне недоволен самим фактом таких договоренностей без предварительного согласования с Москвой.
Сейчас ни в одном из указанных портов американских судов нет: в пресс-службе порта Актау «Новой» заявили, что не уполномочены давать комментарии, а решения принимает акционер. Главным акционером порта является компания «Казахстан темир жолы», осуществляющая железнодорожные перевозки в республике. Для компании такой маршрут доставки грузов – дополнительная выгода (за транзит через территорию страны, скорее всего, будет взиматься плата). Кроме того, представители железнодорожной отрасли были вместе с Назарбаевым в Вашингтоне и смогли добиться контракта на поставку в Казахстан 300 локомотивов General Electric.
С биолабораторией дело обстоит смешнее. Российский МИД высказал претензии Казахстану и Армении за то, что на их территории на американские деньги построены референс-лаборатории, в которых будут изучаться различные инфекции, создано хранилище штаммов разных вирусов, а ученые станут искать вакцины против этих заболеваний. Логика российских дипломатов полностью повторяет логику пророссийского сайта EurasiaDaily: за неделю до встречи дипломатов на ресурсе вышла статья о том, что «под предлогом защиты населения от смертельных вирусов и болезней американские «ученые» трудятся над созданием современного биологического оружия».
Примерно это же говорит и российский МИД: такие лаборатории в Европе, мол, не ставят, только рядом с Россией – это все неспроста.
Казахстанская референс-лаборатория в Алматы находится при Казахском научном центре карантинных и зоонозных инфекций. Центр открыт в 1949 году, и за это время, говорит его директор Ерлан Сансызбаев, не было ни одного случая утечки какой-либо инфекции (в отличие, например, от советских опытов с инфекциями на Арале – В.П.). О создании лаборатории начали говорить еще в 2004 году, а введена в эксплуатацию она два года назад. Справедливости ради отметим, что против ее размещения в черте города высказывались и жители Алматы, и даже тогдашний мэр Ахметжан Есимов. Но риторику в духе «там бактериологическое оружие от американцев» серьезные спикеры до сих пор не поддерживали.
Сансызбаев уверен, что это все политика – раньше проблем вообще не было. «Когда лаборатория открывалась, сюда приезжал, например, Роспотребнадзор. Были представители военных (российских– В.П.), были дипломаты. Все проверяли, вплоть до чердаков. Всем остались довольны», — вспоминает он. В этом году концепция изменилась: сотрудники лаборатории устраивали день открытых дверей для посольств разных стран. От России не было никого. США прислали представителей, но вообще присутствие американцев в лаборатории заканчивается, говорит руководство научного центра: до конца 2019 года представители США должны обучить сотрудников работать на новом оборудовании, и на этом их миссия заканчивается. В это «патриотическим» СМИ России и МИДу поверить, конечно, сложно: по данным официозной «Казахстанской правды», деньги на проект — 130 миллионов долларов, но это вроде только здание, — были полностью вложены США: а кто с добрыми намерениями отдаст такие деньги?
Сергей Лавров уже высказывал претензии в адрес Казахстана: в марте он удивился, что республика отменила в одностороннем порядке визы для жителей США, и даже не посоветовалась с Россией. Тогда от казахстанских дипломатов Лаврову пришла отповедь с плохо сдерживаемым раздражением: визы отменены давно, и вообще — Казахстан ни с кем не должен советоваться. Казахстан попадал под огонь критики и со стороны российского телевидения после того, как воздержался во время голосования резолюции России по Сирии в Совбезе ООН. Более того, на российских ресурсах уровня издания «Взгляд.ру» вышли тексты о том, какой плохой режим Нурсултана Назарбаева. Когда Назарбаев в телефонном разговоре с Владимиром Путиным осудил ракетные удары по Сирии со стороны США, пропагандистские ресурсы снова полюбили казахстанский режим.
Нападки Москвы на Казахстан становятся негативным трендом, который зрел давно, говорит «Новой» директор Группы оценки рисков Досым Сатпаев: российские власти сами поверили в свою пропаганду. «Рано или поздно должны были столкнуться две несопоставимые модели внешней политики. Российская сейчас похожа на микс из Советского Союза и Ирана – акцент на конфронтацию и самоизоляцию, на поиск врага. Казахстанская многовекторность – это стремление со всеми дружить», - говорит Сатпаев. Попытки Казахстана как-то объясниться с Россией воспринимаются в Москве как слабость и оправдание, что еще больше раздражает Кремль.
Спасибо, теперь на почту вам будут приходить письма лично от редакторов «Новой»