Фото: Елена Лукьянова / «Новая газета в Петербурге»
Полотно «Девять стадий разложения вождя», созданное художниками петербургской арт-группы «Родина», активистка Варвара Михайлова приобрела на благотворительном аукционе. Авторы произведения поместили портрет Владимира Путина в ящик с рассадой и в течение нескольких месяцев фотографировали процесс прорастания травы сквозь него. Получился коллаж из девяти снимков, — как позже определят в суде, — «с визуальным эффектом старения».
1 мая 2018 года, вместе с другими активистами, представляющими «Партию мертвых», Варвара Михайлова присоединилась к профсоюзному шествию на Невском проспекте. А спустя некоторое время оказалась в автозаке. Вместе с ней были задержаны шагавшие рядом трое представителей «Альянса гетеросексуалов и ЛГБТ за равноправие».
Фото: Елена Лукьянова / «Новая газета в Петербурге»
Михайлова рассказала, что на первомайской демонстрации активисты «Партии смерти» спокойно шли в общей колонне профсоюзов, ничего не предвещало задержаний.
«Никакого задержания я не ждала, — рассказывает Варвара. — На санкционированных, согласованных мероприятиях это все-таки для нас пока еще редкость. Мы активисты, когда думаем, что нас могут задержать, берем с собой «тюремный набор»: запасную смену белья, воду. А у меня с собой была только маленькая сумочка, в которой лежали паспорт и планшет».
Михайлову задержали, когда она уже полчаса прошла с плакатом в составе колонны.
— Ко мне подошел представитель комитета по законности, он не представился, у него просто бейджик был, — рассказала она. — Он стал меня хватать за руку и спрашивать, согласована ли моя картина. Я ему сказала, что никакого согласования мне не нужно.
По словам Михайловой, сотрудник комитета по законности ушел, а вернулся уже с сотрудниками полиции, которые поинтересовались у нее, согласована ли картина. Михайлова ответила, что такой законной процедуры, как согласование плакатов для согласованных шествий, не существует.
— Полицейские потащили меня в машину, — рассказывает она. —Потом меня отвезли в отделение, куда доставили ЛГБТ-активистов, задержанных за радужные флаги.
Фото: Петр Ковалев/TASS
Будущее «Партии Мертвых»
«Партию мертвых» создали художники из Петербурга Максим Евстропов и Дарья Пахонтич, участники петербургской арт-группы «Родина». Арт-проект проводит акции и перфомансы, участвует в «Монстрациях».
В апреле 2017 года партия опубликовала в сети предвыборный ролик, в котором призвала поддержать ее — «Выбирая партию мёртвых, вы выбираете будущее потому что ваше будущее — это мы», — говорит по сюжету видео художник Максим Евстропов.
4 ноября 2017 года вместо Дня народного единства арт-группа «Партия мёртвых» отметила в Петербурге день «мёртвого единства». Десять человек в масках с черепами встали на Марсовом поле с плакатами «Единство народа — в смерти», выступив с критикой «бессодержательной» риторики, которая взывает к недостижимому единству. 23 февраля 2018 года сторонники партии провели антивоенную акцию в Томске с плакатами «Мертвые не воюют» и «Партия мертвых за мир», а 18 марта, в день голосования, вышли к одному из избирательных участков с табличкой «Мертвые выбирают мертвых»
На первомайское шествие в Петербурге «Партия мертвых» вышла во второй раз — уже под лозунгом «Мы не можем повторить». Были и другие плакаты — «Сколько можно повторять», «Что же вы повторили!», «Кто не с нами — тот ещё не с нами», «Не сядут только мёртвые».
— «Партия мертвых» является концентрацией всей безнадежности, которая у нас сейчас происходит в стране, — объяснила свое решение идти в колонне «Партии мертвых» Варя Михайлова.
Фото: Елена Лукьянова / «Новая газета в Петербурге»
Суд по делу активистки несколько раз откладывался в ожидании свидетелей — представителей Администрации города, сотрудников полиции и организаторов праздничной колонны. Наконец, к 8 июня, все они были допрошены и картину событий удалось восстановить целиком. Но вопросов не стало меньше.
Участники первомайской демонстрации вспоминают, что идти пришлось под проливным дождем. Первым тревогу забил представитель Комитета по вопросам законности, правопорядка и безопасности Смольного Денис Хозяинов:
— Где-то на середине пути я увидел девушек с раскрашенными лицами и обратил внимание, что они громко кричат формулировки, которые, скажем так, не совпадают с тематикой колонны, – рассказал он в суде. – Я поинтересовался, соответствует ли их плакат заявленной тематике шествия, но вразумительного ответа не получил. Начал искать организаторов мероприятия, но нашел только [Петра] Принева (профсоюзный активист, член совета Межрегионального профсоюза «Рабочая ассоциация». —Ред.). Подвел его к девушкам и сказал: «Cмотрите, разберитесь!» Он о чем-то с ними переговорил, но никаких действий по прекращению не произошло. После этого я подошел к сотрудникам полиции и попросил прекратить нарушение.
Сам Петр Принев объяснил свое бездействие тем, что участницы акции убедили его — у них в руках произведение искусства. «Такие коллажи используются с двадцатых годов прошлого века, — рассказал cуду профсоюзный лидер. — Это нормальное явление в искусстве и протесте».
— Почему было принято решение о задержании именно Михайловой? — поининтересовался у Дениса Хозянова защитник активистки Александр Передрук.
— Спросите у сотрудников полиции, — пожал плечами свидетель. — Громче всех кричала наверное....
Допрошенные сотрудники правопорядка — Морозов, Ильин и Сафронов — оказались немногословны. Цитируя собственные рапорты об «искажении фотографий президента РФ Путина», полицейские повторяли друг за другом: «данное поведение не подходило под регламент данного праздника». Кто устанавливает эти самые критерии, они объяснить не смогли.
Несмотря на то, что первомайское шествие двигалось по Невскому единой колонной, несколько организаций отдельно подавали в Смольный уведомления об участии в нем. В то же время, как признаются организаторы, отследить каждого, кто шел в составе демонстрации было невозможно. Например, к шествию присоединились и активисты, призывающие к запрету аборотов.
На вопрос, как запрет абортов соответствует целям празднования дня солидарности трудящихся, представитель комитета по законности Хозиянов пояснил: в отличие от Варвары Михайловой они не вели себя агрессивно и не привлекали внимание.
Фото: Михаил Обозов
К концу судебных прений казалось очевидным: с политикой на Первомай нельзя. И тут был озвучен ответ Администрации Центрального района Петербурга на запрос из полиции — какая именно акция была согласована 1 мая?
«Цель публичного мероприятия, — зачитала судья Юлия Трофимова, — выразить, в том числе, перед лицом США и Запада поддержку политики президента России Путина на возрождение России, на возрождение традиционных культурных и семейных ценностей, […] выразить неприятие «пятой колонне» и саботажу чиновников, мешающих планам возрождения России, в том числе, перед лицом США и Запада».
В своем последнем слове Варвара Михайлова заявила, что присоединилась к колонне профсоюзов сознательно. По ее мнению, повестка защиты прав трудящихся неразрывно связана с политикой:
— Решение таких сложных социальных вопросов как обеспечение трудовых гарантий невозможно без сменяемости власти, — обратилась она к суду. — Мой плакат является такой широкой метафорой заявления о том, что один человек не может находится у власти 18 лет.
Все равно вырастет трава
У ожидавших приговора в коридоре суда оставалась надежда на оправдательный приговор. Дело в том, что несколькими днями ранее судья Трофимова освободила от ответственности задержанных на первомайском шествии ЛГБТ-активистов, посчитав, что гомосексуальность может стать поводом борьбы за трудовые права.
С политикой все оказалось сложнее. Дословно копируя полицейский протокол, судья постановила: плакат Варвары Михайловой не соотвествовал тематике Первомая, «формируя мнение окружающих к проблемам общественно-политического характера». Суд также учел, что это не первое административное нарушение активистки (за участие прошлогодней акции «Он вам не Димон» Михайлова была оштрафована на 12 тысяч рублей.— Ред.).
Акцию с портретом Владимира Путина суд оценил в 160 тысяч рублей штрафа по ч. 8 ст. 20.2 КоАП. А само «изображение, состоящее из девяти отдельных фрагментов с изображением фотографий Президента РФ в багетной рамке со стеклянной защитой» постановил уничтожить.
— У нас такой постироничный мир, в котором окончательно серьезно говорить ни о каких вещах невозможно, — прокомментировала Михайлова свой приговор «Новой газете». — Но, в то же время, в чем-то смешном есть очень серьезный подтекст. Для меня это постановление суда суперсимволично. Особенно когда представляешь, что конфискованный портрет где-то сгорит, или по нему проедет бульдозер, а на этом месте все равно вырастет трава.
Спасибо, теперь на почту вам будут приходить письма лично от редакторов «Новой»