Благодаря снижению акцизов и вербальному давлению со стороны правительства российские нефтяники, наконец, перестали повышать цены на бензин — или, во всяком случае, стали делать это значительно аккуратнее, чем в последние два месяца. Премьер-министр Дмитрий Медведев пожурил представителей отрасли за «эгоизм» и пригрозил разработкой «комплекса оперативных мер», если договоренности не будут соблюдаться. Правительство, очевидно, плохо представляет, каким образом можно соблюсти коммерческие интересы нефтяников, не разорив независимую розницу, и одновременно сохранить стабильность внутреннего рынка.
Кроме благоприятной ситуации на мировых рынках нефти в сложившейся ситуации есть вина самих властей: во-первых, это постоянные изменения в правилах игры, растущая фискальная нагрузка и плохо продуманный план налогового маневра. Во-вторых — искусственно заниженный ради бюджетной выгоды курс рубля, который еще сильнее стимулирует отечественных производителей поставлять нефтепродукты за рубеж.
Последствия почувствуют не только автовладельцы: дополнительный прирост в общий уровень инфляции из-за подорожавшего топлива, по оценкам ЦБ, составит 0,2–0,4%, а в отдельных сегментах (например, авиа- и железнодорожные билеты и сельское хозяйство) инфляция будет еще более существенной. Если отсутствие скачков цен на бензин в течение недели уже подается как большое достижение, это признак того, что в нефтепереработке существуют серьезные системные проблемы. Лучше бы правительство обратило внимание на них, чем боролось с каждой кризисной ситуацией в ручном режиме.
Омск
Оптимизация лошадиных сил
В провинции пересаживаются на велосипеды
В Омске цены на бензин не меняются уже 5 дней (АИ-92 — 40,5 рубля, АИ-95 — 42,7, АИ-98 — 46,55, дизель — 44,4). За последние месяц с лишним это — рекорд стабильности. Буря негодования автолюбителей в соцсетях и на форумах, кажется, улеглась. В мае, когда прайсы на омских заправках обновлялись не реже, чем раз в три дня, из цензурных комментариев наибольшее число лайков собирали те, где упоминались «революция», «бунт» (в контексте — «они дождутся»), призывы «выйти на улицы», перекрыть проезд на АЗС и т.п.
Однако на митинг против роста цен на бензин вышло 1 июня меньше омичей, чем планировалось: организаторы — местное отделение «Яблока» — заявили 300 участников, пришло 50. Выступающие сетовали на то, что властям, испытывающим терпение россиян, нечего опасаться; сравнивали Омскую область с соседним Казахстаном, где литр бензина стоит 28 рублей, скандировали: «Прекратите произвол! Граждане России — не дойные коровы!» В итоге приняли резолюцию с требованием к областной власти и президенту — снизить цены на топливо.
Фактически поддержал участников митинга временно исполняющий обязанности областного главы, которому 9 сентября предстоят выборы, Александр Бурков. «Завтра этот дикий рост цен, — сказал врио губернатора, — отразится на цене всех товаров, продуктов питания, стоимости проезда на транспорте. Это первый шаг к разгонной инфляции, это очень опасно».
Объяснение дикому росту Бурков дал довольно своеобразное: «Мы ощущаем последствия глобализации, последствия того, что мы вошли во всемирный рынок. И теперь высокие цены на нефть диктуют нам рост цен на топливо».
Бурков пообещал обратиться к премьер-министру РФ Д.А. Медведеву с просьбой «принять срочные оперативные меры по сдерживанию роста цен». И Медведев, видимо, услышал его почти в тот же день, заявив, что правительство готовит «оперативные меры, направленные на стабилизацию топливных цен».
Опубликовали омские СМИ и обещание вице-премьера России Дмитрия Козака снизить акцизы. Эти публикации на автолюбителей подействовали как успокоительное: в последние дни в соцсетях тема затихла.
Определенно можно сказать только, что, по данным сайта бесплатных объявлений Avito, с ростом цен на бензин возрастает интерес россиян, и особенно — провинциалов, к двухколесному транспорту. В Омске с начала года велосипеды подорожали на 25,6%, Новосибирске — на 24,9%, в Екатеринбурге — на 22,3%.
А селянам, владельцам подсобных хозяйств и фермерам, полагают эксперты из соцсетей, придется пересаживаться на лошадей.
- Георгий Бородянский
Саратов
Фото: РИА Новости
«Пересядем на танки»
Водители терпят молча и предпочитают давить на газ
Саратовская область, по сведениям Росстата, с начала года держится в числе поволжских регионов с самыми высокими ценами на бензин. В январе и феврале АИ-92 стоил здесь 38,09 рубля, АИ-95 — 41,16 рубля. По этому показателю в Приволжском федеральном округе Саратов обгоняли на тот момент только Чебоксары и Пермь.
Весной цифры понеслись вскачь. В мае, по ощущениям автолюбителей, цены на АЗС прибавлялись по 1–1,5 рубля в неделю. На сегодня АИ-92 продается по 41,21 рубля, АИ-95 — по 44,62 рубля за литр, ДТ добралось до 42,93 рубля.
Местные власти за последние полгода не проявляли особого интереса к проблеме роста стоимости топлива. В начале весны случился небольшой конфликт между Росстатом и областным министерством промышленности. Государственные статистики сообщили, что в марте в Саратовской области бензин подорожал на 6,2 процента, и назвали это антирекордом для России. В то время, по официальным наблюдениям, не менялись топливные цены даже в Москве и Петербурге. Региональный минпром заявил, что рост цен на бензин в области не превышает 3 процентов и вполне укладывается в общероссийские показатели.
Саратовские автолюбители не протестовали против подорожания бензина. Единственным исключением стал пикет райкома КПРФ. Восемь пенсионерок встали у памятника Ильичу в Ленинском районе Саратова с плакатами «Подорожал бензин — пересядем на танки».
Набирают популярность фирмы, устанавливающие на автомобили газобаллонное оборудование. В Саратове это стоит от 25 тысяч рублей и выше, в зависимости от марки машины и типа оборудования. Поставить ГБО можно в течение одного дня. Еще 10–30 дней займет оформление изменений в ПТС. Фирмы-установщики просят за эту услугу от 10 тысяч рублей. Сегодня газ в области продается по 23,99 рублей (зимой цифра не превышала 19 рублей).
Отметим, что большинство местных АЗС принадлежат «Роснефти» и «Лукойлу». Саратовская область считается нефтедобывающим регионом. Сырье качают 29 предприятий в 22 районах. В прошлом году добыча нефти увеличилась на 3,7 процента, газа — на 6,7%. В Саратове работает НПЗ, принадлежащий «Роснефти».
Прямой связи между подорожанием бензина и продуктов в магазинах саратовцы пока не заметили. По подсчетам Росстата, с начала года значительно выросли цены на рыбу, сахар, вермишель, овощи и яблоки. Но эти продукты всегда дорожают к началу лета, когда заканчиваются запасы местного производства.
В сравнении с ценами на бензин средняя зарплата в Саратовской области за последние месяцы почти не изменилась. По стоимости топлива регион опережает соседей, по доходам — отстает. По официальной статистике, в целом по Приволжскому федеральному округу средняя зарплата составляет 28,7 тысячи рублей.
- Надежда Андреева
Красноярск
Не преходящие цены, а вечные ценности
Призывы к бойкоту АЗС отклика пока не находят
В Красноярске последнее пока повышение цены на бензин состоялось 3 июня на заправках КНП (АО «Красноярскнефтепродукт», контролируемое региональными властями): АИ-92 вырос на рубль, до 41,6. АИ-95 теперь 44,4 рубля за литр, АИ-98 — 47,3, дизель — 46,9.
На АЗС другой крупной сети — «25 часов» — эти цены установились еще в мае (с одним отличием: 95-й бензин дороже на 10 копеек). В сети гуляет документ с реквизитами одного из филиалов КНП о прогнозируемых ценах второго полугодия. Уже в июле согласно этой бумаге АИ-92 вырастет до 46,5 рубля, АИ-95 — до 47,5, АИ-98 — до 50,86, а ДТ — до 52,7. Должностные лица КНП подлинность этого документа не комментируют. Между тем в Кодинске (Красноярский край) на заправках КНП литр АИ-92 уже сегодня стоит 46,1 рубля, АИ-95 — 48,6, дизельное топливо — 50,6 за литр.
На заправках «Газпромнефти» в Красноярске литр АИ-92 пока 40,65, АИ-95 — 42,7.
Ощутимо дорожают билеты на междугородние автобусные перевозки, такси пока тарифы не поднимают. Меняются ценники в продуктовых магазинах — чем те меньше, тем динамичней, впрочем, в сетевых «крупняках» рост уже тоже заметен. С учетом роста цен, по данным Красноярскстата, в первом квартале с.г. уровень реальных доходов в крае снизился на 1,3% и составил 24,9 тысячи рублей в месяц. Стоимость минимального набора продуктов на конец марта увеличилась на 2,4%. А в первом квартале 2017 года по сравнению с первым кварталом 2016-го реальные доходы падали на 2,8%, так что — ничего нового. И уже давно. Численность населения с доходами ниже величины прожиточного минимума неуклонно растет.
В соцсетях в мае вяло пообсуждали бойкот АЗС, и тема затухла, идет СМС-расссылка с невразумительным предложением отказаться от покупки топлива по выходным, но и это не нашло отзыва. Действительно странно, если б подорожание бензина вызвало сколько-нибудь массовые протесты. Да, в «сытые» нулевые в Красноярске цена на бензин была чуть не единственной причиной, вынуждавшей отрывать точку тяжести от дивана и выводившей горожан на протесты. Но то была другая страна. Сейчас — на фоне всего, что происходит в современной России, — буча из-за кошелька выглядела бы нелепо. У нас в голове не только колбаса. Нас занимают не преходящие цены, а вечные ценности. Россия, поднимающаяся с колен, строящая новые мосты, сражающаяся с Telegram, принимающая мундиаль, несовместима с темами, явно отдающими крохоборством. Не будь тряпкой, соберись: попробуй не заправляться, пересядь на самокат или начни, в конце концов, больше зарабатывать.
- Алексей Тарасов
Фото: РИА Новости
Симферополь
«Пора перекрывать мост»
В Крыму зреют бензиновые бунты: цена АИ-95 на полуострове приближается к 50 рублям
Цены на бензин в Крыму традиционно высокие. Выше материковых на 1,5—2 рубля. Объясняется это обычно логистикой (топливо поставляется на полуостров паромом) и отсутствием крупных игроков (из-за санкций). Но ралли цен, начавшееся в середине апреля и продолжающееся по сей день, крымские автолюбители уже ничем объяснить не могут.
На сегодня цена самого популярного, 95-го, бензина колеблется в диапазоне от 48,29 рубля до 48,9. За последние два месяца топливо подорожало на 4 рубля. Причем подчас повышение было скачкооборазным: с 44,19 рублей до 46,9 бензин подорожал за два дня.
— Можно не сомневаться, что к середине июня цена достигнет 50 рублей за литр 95-го, — рассказал «Новой газете» управляющий одной из автозаправок в Евпатории. — Многое зависит от хода торгов на Санкт-Петербургской товарно-сырьевой бирже. Пока мы видим там уверенно растущий тренд. Он особо подогревается слабостью национальной валюты: цена за доллар уже давно держится на отметке выше 60 рублей, и она скорее будет расти, чем падать.
Разобраться с ростом цен на топливо еще в апреле обещали Минтопэнерго Крыма и республиканское УФАС. Разобрались к середине мая: заявили, что выросла цена на нефть на мировых рынках, а россиянам на этом фоне грех жаловаться — цена на внутреннем рынке еще на 16—17% ниже экспортной.
Однако пытливые крымчане, кажется, в это не поверили. 4 июня блогер из Феодосии Александр Талипов опубликовал сведения о ценах на бензин в соседних с Россией государствах.
«Киргизия и Казахстан полностью зависят от российского бензина, топливо они большей частью закупают в России, даже основной оператор заправок, так пишут в интернете, «Газпром». Цены на бензин на скринах актуальны на сегодня», — написал он, прикрепив рублевые прайсы, которым позавидовать могут не только в Крыму: АИ-92 — 31,63 рубля, АИ-95 — 33,81 (Киргизия); АИ-92 — 31,80 рубля, АИ-95 — 35,60 (Казахстан).
В самом выгодном положении среди крымских городов — Керчь. После открытия моста, соединившего Крым с Кубанью, многие керченцы открыли для себя шопинг в Краснодарском крае. Выяснилось, что цены в супермаркетах Тамани или Анапы на 10–20% дешевле, чем в Крыму. И бензин тоже.
— Каждые выходные теперь заправляемся на Тамани: ездим туда за продуктами на неделю и заправляем полный бак, — рассказывает керченский таксист Юрий Яценко. — Судите сами: в Керчи литр 95-го стоит 48 рублей 90 копеек, а на Тамани — 45 рублей 90 копеек. На 50 литров, которые нужны для «Гранты», экономия — 150 рублей.
Правда, пока одни жители Крыма экономят, закупаясь на Кубани, другие предлагают решать проблемы радикально. В социальных сетях появляются призывы, например, перекрыть Крымский мост: люди пишут, что только так смогут достучаться до президента, и отмечают, что рост цен на топливо уже вошел в разряд их личных проблем: из-за нехватки денег у многих началось непонимание в семьях.
- Иван Жилин
Спасибо, теперь на почту вам будут приходить письма лично от редакторов «Новой»