Сюжеты · Экономика

Бензин по 50 и выше

Рост цен на топливо стал политической проблемой

Этот материал вышел в № 58 от 4 июня 2018
Читать номер

Этот материал вышел в
№ 58 от 4 июня 2018

17:53, 2 июня 2018Арнольд Хачатуров, редактор отдела экономики

110293

17:53, 2 июня 2018Арнольд Хачатуров, редактор отдела экономики

110293

Фото: Виктория Одиссонова / «Новая газета»

Обычно россиян не так просто впечатлить ростом цен на бензин. В народе свыклись с тем, что этот процесс необратим и подчиняется собственным законам, независимым от мировых цен на сырье. Но в последние месяцы ценообразование со стороны АЗС было чересчур агрессивным — средние темпы роста цен на бензин и дизельное топливо вплотную приблизились к 2% в неделю.

В результате проблема приобрела политический характер. С середины мая в российских регионах, от Иркутска до Дагестана, сотни водителей вышли на протестные акции.

Причем в ряде случаев эти митинги нашли поддержку со стороны местных властей. В Новосибирске пикет посетил мэр города Анатолий Локоть, а один из депутатов Заксобрания Камчатского края демонстративно пересел на коня по кличке Ракета и потребовал организовать возле парламента парковочное место для привязки животного.

Предпосылки для новых «маршей пустых канистр» формировались постепенно. По данным Росстата, с января по конец мая розничные цены на моторное топливо в среднем по стране выросли на 7–8% при общей инфляции в 1,6%. Не считая Дальнего Востока, особенно резким подорожание было Москве: на прошлой неделе средняя стоимость бензина за одну неделю выросла почти на рубль, некоторые столичные АЗС продавали литр 95-го по 47 рублей.

Главная причина взлета цен на топливо — сочетание высокой стоимости углеводородов на мировых рынках и относительно слабого курса рубля.

В таких условиях бизнесу гораздо выгоднее экспортировать нефтепродукты за рубеж, чем поставлять их на внутренний рынок. Основная доля в снижении объемов отгрузки нефтепродуктов российским заправкам, по сведениям ФАС, пришлась на «Роснефть», которая получила от антимонопольной службы предписание исправить ситуацию. В госкомпании в ответ сослались на плановый ремонт НПЗ.

К повышению привлекательности экспортной альтернативы, традиционной сезонности и ремонтным работам прибавилось двойное повышение акцизов на бензин, на которое правительство пошло в этом году. Эксперимент не удался: цены на горючее на 65–70% формируются за счет налоговых платежей (вполне нормальная ситуация для мировой практики), поэтому эффект от дополнительной индексации акцизов оказался слишком резким. Впрочем, такой результат можно было предвидеть: «Новая газета» еще в ноябре предупреждала о том, что взлет цен на бензин придется на период после завершения президентских выборов. Хотя в России государство не обладает механизмами прямого регулирования цен на топливо, неформальные политические договоренности здесь работают исправно.

В опросе ФОМ для бюллетеня ЦБ треть респондентов назвали майский рост цен на бензин «очень сильным». Инфляционные ожидания населения на ближайшие 12 месяцев выросли до 8,6% против 7,8% месяцем ранее. Подорожание бензина обладает свойством разогревать цены на все остальное, поскольку транспортная компонента заложена в себестоимость большинства товаров.

На этом фоне 22 мая правительство приняло решение с 1 июня снизить акцизы, но этого оказалось недостаточно — бензин продолжил дорожать. Неделю спустя вице-премьер Дмитрий Козак, курирующий теперь топливно-энергетический комплекс, провел в правительстве экстренное совещание с крупнейшими нефтяными компаниями. Нефтяники пообещали сдерживать цены на бензин в июне в обмен на снижение акцизов на месяц раньше, чем планировалось. Акцизы на тонну топлива в начале июня будут снижены на 3000 рублей для бензина и на 2000 — для дизельного топлива. Отменят и повторное повышение акцизов, намеченное на июль (еще минус 700 рублей на тонну). Объем выпадающих доходов бюджета составит 140 мрлд рублей, что компенсируется 1,7 трлн рублей дополнительных нефтегазовых поступлений.

При этом на совещании Козак признал, что сбить цены на бензин обещанное снижение акцизов уже не поможет.

Власти рассчитывают хотя бы стабилизировать ситуацию на рынке, обеспечив паритет между экспортной и биржевой ценами на топливо. Но вполне вероятно, что даже для этого кабмину придется разрабатывать дополнительные меры по поддержке нефтеперерабатывающей отрасли. Например, предлагается внедрить систему «плавающих» акцизов, при которой сборы с нефтяников автоматически уменьшаются при достижении определенного уровня цен на нефть. Обсуждаются также более жесткие варианты: взвинтить экспортные пошлины или ограничить экспорт нефтепродуктов. Но чрезмерное увлечение «кнутом» чревато венесуэльским сценарием с пустыми заправками и расцветом черного рынка контрафактного топлива. К тому же это противоречит налоговому маневру, согласно которому экспортные пошлины должны продолжить снижаться.

У правительства пока что нет оснований для панических действий. Инфляция хоть и растет, но находится ниже целевых значений ЦБ — повышение цен на горючее прибавит к общим темпам роста цен десятые доли процента. Да и бензин в России все еще относительно дешев: 72 цента против 1,16 доллара в среднем по миру. Тем не менее психологическая отметка в 50 рублей за литр с большой вероятностью будет преодолена. А если правительство в скором времени не определится, как именно следует регулировать нефтяную отрасль, то рост цен и дальше продолжится в турбулентном режиме.

Делаем честную журналистику
вместе с вами

Каждый день мы рассказываем вам о происходящем в России и мире. Наши журналисты не боятся добывать правду, чтобы показывать ее вам.

В стране, где власти постоянно хотят что-то запретить, в том числе - запретить говорить правду, должны быть издания, которые продолжают заниматься настоящей журналистикой.

Ваша поддержка поможет нам, «Новой газете», и дальше быть таким изданием. Сделайте свой вклад в независимость журналистики в России прямо сейчас.
#бензин #цены

важно

10 часов назад

Российские фигуристы Синицина и Кацалапов стали чемпионами мира в танцах на льду

Slide 1 of 7

выпуск

№ 32 от 26 марта 2021

Slide 1 of 11
  • № 32 от 26 марта 2021
  • № 31 от 24 марта 2021
    № 31 от 24 марта 2021
  • № 30 от 22 марта 2021
    № 30 от 22 марта 2021
  • № 29 от 19 марта 2021
    № 29 от 19 марта 2021
  • № 28 от 17 марта 2021
    № 28 от 17 марта 2021
  • № 27 от 15 марта 2021
    № 27 от 15 марта 2021
  • № 26 от 12 марта 2021
    № 26 от 12 марта 2021
  • № 25 от 10 марта 2021
    № 25 от 10 марта 2021
  • № 24 от 5 марта 2021
    № 24 от 5 марта 2021
  • № 23 от 3 марта 2021
    № 23 от 3 марта 2021
  • В архив выпусков «Новой газеты»

Топ 6

1.
Расследования

Крым их Как поделили полуостров друзья Владимира Путина и местные чиновники. И чем этот «дележ» обернулся для обычных жителей

497065

2.
Сюжеты

«Заткните это животное!» В Находке структуры, которые были связаны с Ротенбергом, строят завод по производству метанола для Китая. Он нравится всем, кроме местных жителей

187776

3.
Колонка

Масочный режим для фуфловира Главу «Биотек» Шпигеля арестовали потому, что госструктуры не простили частникам конкуренции в ковид-пандемию. А губернатор пошел довеском

183754

4.
Репортажи

Миллиардер. Из Пензы Как выживает один из беднейших регионов России, где губернатор арестован за взятки. Репортаж «Новой»

175021

5.
Сюжеты

«Умирать я буду одинокой» Пройти девяностые и штурмовать Грозный, биться на ринге и прыгать с парашютом. Ничто не сделает мужчину — мужчиной, если внутри него живет женщина

166679

6.
Новости

«Я кричал от боли»: похищенные чеченские юноши подали заявление в СК по факту пыток со стороны силовиков в 2020–2021 годах

87687

Вы можете просто закрыть это окно и вернуться к чтению статьи. А можете — поддержать газету небольшим пожертвованием, чтобы мы и дальше могли писать о том, о чем другие боятся и подумать. Выбор за вами!
Стать соучастником

К сожалению, браузер, которым вы пользуетесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google Chrome Firefox Opera