КолонкаЭкономика

За бензин заплатят все

Почему топливо продолжает дорожать

Этот материал вышел в номере № 130 от 22 ноября 2017
Читать

На прошлой неделе оптовые цены на бензин и дизельное топливо в России достигли рекордных значений, с 7 по 13 ноября подскочив сразу на 2%. Примечательно, что подорожание бензина второй год подряд происходит вопреки сезонным факторам: в эти месяцы потребление моторного топлива традиционно снижается в связи с приходом холодов, оказывая давление на котировки.

Одной из причин необычной ценовой динамики нефтепродуктов в этом году называют ремонт установки каталитического крекинга на Московском нефтеперерабатывающем заводе «Газпромнефти». В отличие от профилактических работ на ряде других крупных НПЗ, которые планово приходятся на осень, ситуация с «Газпромнефтью» стала для рынка неожиданностью — отгрузка бензина сократилась примерно на 50 тысяч тонн бензина в неделю, что вызвало локальный дефицит. Вскоре установка должна быть вновь введена в эксплуатацию, однако удержать цены на бензин это уже не поможет.

В Федеральной антимонопольной службе объясняют скачки стоимости горючего действиями спекулянтов и нервозностью трейдеров, но очевидно, что у этих процессов есть и более важные структурные предпосылки. Подорожание бензина вызвано решением правительства о дополнительной индексации акцизов в следующем году — как писала ранее «Новая», вырученные деньги хотят направить на финансирование инфраструктурных проектов в Крыму, Калининграде и на Дальнем Востоке. Внезапно возникшие потребности бюджета уже сегодня определяют ценообразование бензина не в меньшей степени, чем сдающие нервы участников рынка, поскольку АЗС вынуждены формировать запасы в преддверии грядущей волны роста цен.

Поддержите
нашу работу!

Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ

Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68

В новом году ставки акцизов повысятся в два этапа: на 10,7% с 1 января и на 6% с 1 июля (на 12,7% и на 8% вырастут акцизы на дизельное топливо). Это значительно больше, чем изначально закрепленное в Налоговом кодексе пороговое значение, запрещающее индексировать акциз выше уровня инфляции. Впрочем, из-за того, что транспортные издержки в разной степени входят в стоимость любого потребительского товара и услуги, общий уровень цен в экономике потянется вверх вслед за бензином. Дополнительные 40 млрд рублей топливного акциза вместе с автовладельцами заплатят и все остальные россияне.

Еще одна причина подорожания бензина — повышение привлекательности экспортной альтернативы при дорогой нефти и относительно слабом рубле (на прошлой неделе стоимость барреля доходила до двухлетнего максимума в $64, а рубль, наоборот, падал). Высокие цены на энергоносители приводят к тому, что крупным вертикально интегрированным нефтяным компаниям выгодно перенаправлять нефтепродукты на экспорт, сокращая поставки на российские НПЗ. В этой ситуации ФАС может лишь оказывать на нефтяные компании неформальное давление, рекомендуя им увеличить внутренние поставки, но устойчивого эффекта на цены такого рода вербальные интервенции произвести не могут. В то же время более жесткие ограничительные меры в отношении экспорта вызвали бы на рынке панику и настоящий дефицит.

Неспособность регулятора остановить подорожание бензина объясняется еще и тем, что стоимость горючего на 60–80% формируется под влиянием налоговых платежей: налога на добычу полезных ископаемых, акциза на топливо и НДС. Поэтому российские цены на бензин растут при любой рыночной конъюнктуре, догнав в этом году американские и приближаясь к европейским. Естественной реакцией на постоянное повышение налоговой нагрузки на отрасль в последние годы стало массовое распространение контрафактного бензина низкого качества, из-за которого бюджет недополучает несколько десятков миллиардов рублей каждый год. Но бороться с суррогатом правительство предпочитает с помощью фискального давления, загоняя компании еще глубже в тень и облагая потребителей новыми платежами.

В результате индексации акцизов и совпадения ряда других отраслевых факторов в следующем году, по прогнозам экспертов, стоимость бензина АИ-95 может достичь 55 рублей за литр, цены на АИ-92 — перевалить за 50–51 рубль за литр. Это означает рост на 35–40% относительно средних цен, зафиксированных Росстатом в середине ноября, то есть в 10 раз быстрее прогнозируемых темпов инфляции. Но радикальный рост цен, вероятно, будет отложен до весны, иначе жизнеутверждающая повестка президентских выборов может быть омрачена реальными проблемами населения.

Поддержите
нашу работу!

Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ

Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow