Московский областной суд перешел к прениям сторон в отношении пятерых обвиняемых по уголовному делу «банды ГТА». Прокуроры настаивают, чтобы суд признал виновными всех подсудимых. Гособвинение попросило назначить им наказание от 25 лет до пожизненного лишения свободы в колонии особого режима.
Процесс начался в июле 2016 года и только сейчас рассмотрение дела подходит к финалу. Слушания шли медленно, заседания постоянно откладывались. Несколько раз судья Наталья Валикова делала большие перерывы на месяц: адвокаты по назначению уходили в отпуск, затем часть защитников вовсе вышли из дела, искали замену, потом в августе 2017 года пятеро фигурантов дела пытались совершить побег из суда, затем еще в марте 2018 года суд делал месячную паузу для дополнительной экспертизы.
Так и прения начались не сразу. На прошлой неделе слушания перенесли из-за ареста адвоката одного из подсудимых Абубакара Манаева. Его обвинили в том, что требовал у своей подзащитной по другому делу 10 млн рублей и обещал ей, что договорится с судьей об условном сроке. Теперь Манаев под стражей до 15 июля, а его бывшего клиента в Мособлсуде защищает адвокат по назначению.
«Это какой-то заколдованный процесс», — удивлялись сотрудники суда, когда в очередной раз отложили слушания.
В настоящее время по делу проходят пятеро — Зафарджон Гулямов, Хазратхон Додохонов, Шерджон Кодиров, Анвар Улугмурадов, Умар Хасанов. Остальные четверо обвиняемых — Абдумуким Мамадчонов, Мирзомавлон Мирзошарипов, Холик Субханов и Фазлитдин Хасанов — погибли после неудачной попытки побега. В отношении погибших членов банды уголовное производство прекращено без права на реабилитацию.
Согласно следствию, в марте 2012 года Ибайдулло Субханов (ликвидирован при оказании вооруженного сопротивления во время задержания — А. К.)создал на территории Московской области вооруженную банду для совершения нападений. В зависимости от роли каждого им инкриминируется убийство (ст. 105 УК РФ), бандитизм (ст. 209 УК РФ), разбой (ст. 162 УК РФ), незаконный оборот оружия (ст. 222 УК РФ) и незаконное изготовление оружия (ст. 223 УК РФ). Несколько конспиративных квартир в Подмосковье стали тайным убежищем банды, где они изготавливали и хранили оружие. Изначально следствие предполагало, что участники формирования были сторонниками радикального ислама. Позднее Следственный комитет РФ опроверг эту версию. Как уже писала «Новая», на предварительном следствии Холик Субханов говорил, что они вместе с братом входили «в боевую группировку в союзе исламского джихада» и поехали в Россию, чтобы начать подготовку к военному перевороту в Узбекистане. В суде обвиняемые не подтвердили эти показания.
Главным мотивом следователи признали корыстные побуждения. Фигуранты дела частично признали вину, они не отрицают свою причастность к убийствам, но при этом утверждают, что лично никого не убивали и не знали о существовании банды.
Прения 28 мая начались с трехчасовым опозданием. В зал прошли журналисты и операторы федеральных каналов. В «аквариуме» пятеро обвиняемых закрыли лица листами бумаги. Рядом с «аквариумом» — двое конвоиров и два бойца Росгвардии с автоматами, также в зале находятся трое приставов.
«На протяжении 2012-2014 годов банда наводила ужас на автолюбителей. Преступников не волновал возраст потерпевших, пол и социальный статус. Они пренебрежительно и цинично относились к жизни других граждан», — начал свое выступление прокурор Александр Архипов.
По его словам, у банды была определенная иерархия. Так называемым заместителем лидера банды считался брат Ибайдулло Холик Субханов и определенные полномочия имел Фазлитдин Хасанов. Они оба контролировали исполнения приказов главаря группировки, занимались изготовлением и хранением оружия. Остальные члены банды беспрекословно исполняли все указания, помогали в транспортировке, занимались конспирацией и стояли на стреме во время преступлений.
Как утверждает обвинение, Холик Субханов разработал специальную методику преподавания приемам рукопашного боя, стрельбе из оружия. Всеми этими навыками он обучал своих подельников. Он наделял членов банды определенными полномочиями и занимался финансированием. На вооружении у банды находились не менее 10 видов оружия и боеприпасы к ним.
Далее гособвинитель перечислил эпизоды убийства, которые инкриминируются подсудимым.
- Первое преступление банда совершила 7 марта 2012 года. В селе Ганусово Раменского района Подмосковья Ибайдулло и Холик Субхановы напали на потерпевшего Сентикбетова и похитили его автомобиль Mitsubishi Carisma стоимостью 175 тыс рублей. Согласно обвинению, Холик обхватил шею жертвы и повалил на пол. Тогда же его брат Ибайдулло избил Сентикбетов ломом. Затем потерпевшего задушили и закопали на территории частного дома.
- 22 июля 2012 года братья Субхановы направились в район Раменское для совершения очередного убийства. Их жертвой стал Фариз Караулов, который занимался частным извозом. Субханов, вооружившись пистолетом, следуя за потерпевшим, произвел в него не менее семи выстрелов в голову, нанес сквозное ранение грудной клетки, два слепых ранения спины, сквозное ранение шеи. Смерть Караулова наступила мгновенно. После убийства бандиты угнали автомобиль потерпевшего Opel Astra, который стоил 160 тыс рублей, и похитили мобильный телефон.
- В ночь с 11 на 12 июня 2012 года Ибайдулло, Улугмурадов с еще одним членом банды готовили убийство двух человек в подмосковном поселке Менделеево. Они проследили за автомобилем Зорина и Бараниной, а догнав своих жертв, подсудимые произвели два выстрела в Зорина и один — в Баранову. Пистолет внезапно заклинило, оба преступника скрылись с места преступления и не успели ничего похитить. Зорин, получивший ранение головы, скончался на месте в результате кровопотери. Барановой, которой пуля попала в плечо и прошла через грудь, удалось выжить.
- Следующее преступление произошло 4 августа 2013 года. Субханов, Улугмурадов и еще трое не установленных участников банды прибыли на автомобиле к кафе «Апельсин» в Калужской области. Они планировали нападение на Мажаева и Мамедова. В то время, когда потерпевшие направлялись к автомобилю, один из участников банды напал на Мажаева с битой, другой совершил нападение на Мамедова, которые позже смогли убежать от обидчиков. В итоге банда вытащила из машины пиджак, телефон, кожаную сумку, навигатор и автомагнитолу.
- Еще один эпизод произошел в ночь с 19 на 20 сентября 2013 года на Новорижском шоссе. Ибайдулло, Додохонов и Каримов напали на потерпевшего Расулова. Он погиб мгновенно от восьми выстрелов. Преступники похитили из машины потерпевшего два телефона, планшет, золотую цепь, перстень. Труп Расулова спрятали в ближайшей канаве.
- В том же году в ночь с 10 на 11 ноября в Московской области на трассе в Истринском районе обвиняемые напали на автомобиль еще одной жертвы. По указанию главаря банды, Додохонов, Каримов, Мамаджонов и Гуломов напали на Микертунова. Каримов и Мамаджонов застрелили жертву, Додохонов стоял на стреме. Банда похитила из машины потерпевшего ноутбук, телефон и деньги в размере 50 тысяч рублей.
- 25 ноября 2013 года очередной жертвой "банды ГТА" стал Карасев. Додонохонов, Мамаджонов, Хасанов и Каримов нанесли ему несколько ударов по голове и туловищу. Угрожая пистолетом, нападавшие похитили у мужчины борсетку, паспорт, водительское удостоверение и деньги в сумме 98 тысяч рублей.
- Спустя несколько дней, 28 ноября 2013 года, на трассе М-5 "Урал" Ибайдулло, Каримов, Умаров и Мамаджонов совершили нападение на автомобиль, в котором находилось трое человек. Однако они не смогли довести преступление до конца "по независящим от них обстоятельствам", добавил прокурор.
- Следующее разбойное нападение для банды оказалось бессмысленное и не принесло им никакой наживы. 13 декабря 2013 года Ибайдулло, Додохонов, Умар Хасанов и Кодиров готовили налет на бытовое строение на одной из строек, в котором, по их сведениям, находилась крупная сумма денег. Вооружившись пистолетами, они проникли в подсобку, расстреляли четырех спящих мужчин и похитили у них спортивную сумку, в которой, как считали бандиты, находились деньги. Однако сумка оказалась пустая.
«Как бы это не звучало цинично, 2013 год для банды оказался очень урожайным», — заметила прокурор Светлана Артемьева.
- Случайной жертвой банды стал потерпевший Кирилюк. 25 февраля 2014 года он катался на велосипеде в районе Новорижского шоссе. Вместе с главарем банды Холик Субханов, Фазлитдин Хасанов и Улугмурадов планировали на трассе еще одно нападение, но внезапно на дороге они заметили на велосипеде Кирилюка. Испугавшись, что тот может вызвать полицейских, они попытались убить велосипедиста и выстрелили в него три раза. Мужчина пытался убежать от преступников, но они его догнали и нанесли жертве не менее 22 ударов ножом и еще несколько раз выстрелили в голову. Убедившись, что Кирилюк мертв, банда скрылась с места убийства.
«По нашим данным, они три месяца не совершали никаких преступлений и позволили себе отдохнуть», — добавила прокурор.
- Очередное нападение было совершено на автомобиль семьи Лебедевых. В ночь с 2 на 3 мая 2014 года, используя шипы, Ибайдулло, Мерзошарипов, Кодиров, Каримов, Гуломов, Гулямов остановили машину супругов и застрелили их. Лебедеву прострелили голову, шею, нанесли слепое ранение в поясницу, легкое и сердце. Его жена получила несколько ранений в голову. Оба погибли на месте. Банда похитила из машины планшет, серьги и деньги в размере 70 тысяч рублей.
- 4 июня 2014 года в Москве на Домостроительной улице главарь банды, Каримов, Гуломов, Кодиров расстреляли автомобиль потерпевшего Толмачева. Преступники украли два мобильных телефона, солнцезащитные очки, одеколон и компакт-диск.
- В том же году 30 июня разбойное нападение было совершено на трассе М-4. Действовали обвиняемые по отработанной схеме — около часа ночи разместили шипы, и как только машина останавливались, совершили налет. В тот день Ибайдулло, Фазлитдин Хасанов и Холик Субханов напали на автомобиль потерпевшего Цыганова. Его застрелили на месте, а из машины похитили золотую цепь, кольцо, мужскую сумку и 35 тысяч рублей.
- 18 августа на трассе А-108 было совершено нападение на автомобиль Альберта Юсупова у деревни Фоминское Троицкого района. Потерпевший пытался скрыться, Ибайдулло, его брат, Фазлитдин Хасанов догнали жертву и застрелили. В ту ночь движение на трассе было оживленное. Опасаясь, что их могут поймать, члены группировки спешно скрылись и ничего не похитили из автомобиля Юсупова.
- Через месяц, 3 сентября 2014 года, вблизи АЗС Ибайдулло, Мамаджонов, Мерзошарипов и Кодиров совершили нападение на Борисова, нанесли ему один удар битой и пытались застрелить, но тот смог убежать. Бандиты похитили у мужчины телефон, сумку-борсетку и скрылись с места преступления на машине потерпевшего, продолжает перечислять эпизоды прокурор.
6 сентября банда прекратила существование, в тот же день был задержан Ибайдулло. В результате члены группировки убили 17 человек, еще семерым причинен вред здоровью различной степени тяжести, в общей сложности они нанесли ущерб на общую сумму 17 млн рублей.
Прокурор Архипов подсчитал, что Додохонов принял участие в восьми убийствах; Улугмурадов в составе банды участвовал в четырех нападениях, убито три человека; Умар Хасанов — убито шесть человек; Кодиров — три нападения, три жертвы; Гулямов — одно нападение и две жертвы.
Прокуратура считает, что вина подсудимых подтверждается показаниями Холика Субханова и других его подельников, протоколами проверок показаний на месте, вещественными доказательствами и другими материалами дела. Как считает обвинение, версия подсудимых, что их насильно принудили участвовать в убийствах, опровергается признательными показаниями, которые они давали на предварительном следствии.
«В ходе заседаний подсудимые пояснили, что не хотели никого убивать. Тем не менее погибло 17 человек», — отметила прокурор Артемьева.
Оба обвинителя выступали на протяжении пяти часов, они подробно рассказывали про каждый эпизод, зачитывали показания свидетелей и подсудимых, заседание затянулось до восьми вечера. Судье снова пришлось отложить прения на следующий день.
Во вторник, 29 мая прокурор Артемьева в заключительном слове отметила, что доказательства вины обвиняемых собраны в полном объеме, смягчающих обстоятельств нет. Потерпевшие заявили гражданский иск в общем размере 6 млн 750 тыс рублей и обвинение просит удовлетворить требования родственников.
«Определенный срок заключения не будет соответствовать целям наказания и установлению социальной справедливости», — сказала прокурор.
Она попросила назначить наказание для Гулямова 25 лет колонии строго режима и штраф 800 тыс рублей, Додохонову — пожизненное лишение свободы в колонии особого режима и штраф 900 тыс рублей, Кодирову — пожизненное лишение свободы и штраф 700 тыс рублей, Улугмурадову — пожизненное лишение свободы и штраф 900 тыс рублей и Умару Хасанову — пожизненное лишение свободы и штраф 700 тыс рублей.
В тот момент, когда прокурор запрашивала сроки, подсудимые слушали ее выступление, опустив голову. Кодиров закрыл лицо руками и прижал к себе колени, только Додохонов смотрел перед собой, потом прилег на лавочку. В ответ на предложение судьи принять участие в прениях двое обвиняемых согласились высказаться.
Адвокаты выступили с единой позицией: они осторожно просят суд, чтобы их подзащитным не давали пожизненные сроки и оправдали по некоторым эпизодам. Защита считает, что обвиняемые не по своей воле участвовали в преступлениях и не могли самостоятельно покинуть банду, потому что лидер группировки им угрожал убийством. Адвокаты отмечают, что у подсудимых не было умысла убивать, а их участие в преступлениях носило «вынужденный характер».
Улугмурадов решил вставить свою реплику в прениях. Он отрицал, что участвовал в убийстве Зорина. Улугмурадов дрожащим голосом говорил, что ему «не нужны никакие богатства, и он всегда жил в достатке».
«У меня никогда не было намерений убивать», – оправдывался Улугмурадов.
Его адвокат Кирилл Зыков отметил, что у общества заранее было сформировано негативное отношение к подсудимым. Он считает, что Улугмурадов не знал о том, что Ибайдулло занимается разбойными нападениями, не участвовал в планировании убийств, а только работал в автосервисе. По мнению Зыкова, участие в банде его подзащитного – это результат влияния Ибайдулло. Адвокат попросил учесть, что у Улугмурадова есть несовершеннолетние дети, он ранее не судим и не пытался сбежать из суда. «Он готов понести наказание, только за то, что реально совершил», – заключил Зыков.
Следующим выступил Умар Хасанов:
«Я частично признаю вину. Никого не убивал, не угрожал оружием и не избивал. Признаю, что присутствовал в эпизодах», – проговорил Хасанов, читая свою речь по листку. Он добавил, что Ибайдулло внезапно отправлял их «на дело» и не говорил, куда они ехали.
«Другие [подсудимые] не дожили, они получили свое по заслугам 1 августа. На моих руках нет чужой крови, никого не убивал и не ограбил», – сказал Хасанов.
Завтра, 30 мая, стороны выступят с последними репликами, а подсудимые скажут последнее слово.
Спасибо, теперь на почту вам будут приходить письма лично от редакторов «Новой»