Президент США Дональд Трамп отменил Сингапурский саммит с северокорейским диктатором Ким Чен Ыном. Его короткое письмо было надиктовано, несомненно, самим Трампом и более всего напоминало анекдот о выпускнике МГИМО, который делает ошибки в словах, которые пишутся раздельно и слитно. Сразу после этого письма Ким Чен Ын пошел на попятную. И Трамп тоже сразу написал, что саммит еще, может быть, состоится. А может, не состоится. А может, состоится чуть погодя.
Напомню, что с момента своего прихода к власти в 2011 году Ким Чен Ын занимался в основном двумя видами деятельности: казнями, среди которых попадались самые экзотические (генерала О Сон Хона Ким собственноручно сжег из огнемета, а собственного дядюшку приказал вырезать вместе с семьей), а также разработкой ядерного оружия и средств его доставки. Ядерное оружие в голодающей стране нужно было только для одного: шантажа всего остального мира.
Эта перспектива, естественно, пугала весь мир и США, но при президенте Бараке Обаме проблему предпочитали не замечать. А вот Дональд Трамп стал ее решать с прямодушием дубинки.
Стратегия слона в посудной лавке сработала на славу. Северокорейский диктатор испугался войны и сделал вид, что собирается договариваться. Он даже освободил Отто Вармбиера, американского туриста, который был осужден в Северной Корее на 15 лет за то, что сорвал на память пропагандистский плакат.
Либеральные СМИ встретили кейс Вармбиера улюлюканьем, а влиятельная Huffington Post опубликовала статью «Северная Корея показывает, что привилегии белого самца не универсальны».
Даже когда оказалось, что Варбмиер был в Северной Корее убит, — он пережил клиническую смерть, и, хотя его оживили, он фактически не вышел из вегетативного состояния, — улюлюканье продолжалось. «Наверное Это Самый Большой Американский Студент-Идиот», — гласил заголовок Salon. «Ты не можешь поехать в другую страну и воровать там. Надо уважать чужие законы», — писал AffinityMag.
Тем временем, под хиханьки и хаханьки, чудеса продолжались. Ким Чен Ын объявил о готовности к переговорам и даже послал на Олимпиаду в Сеул свою сестру и болельщиков.
Появление Ким Е Чжон в Сеуле вызвало всеобщий восторг. CNN объявила, что Ким Е Чжон «затмила собой всех».The Washinton Post и ABC наперебой восхищались вымуштрованной корейской массовкой, а эксперты объясняли, что присутствие Ким Е Чжон, — «это сигнал, что Северная Корея вовсе не есть сумасшедшее государство, сохранившееся со времен холодной войны, — у него тоже есть молодые женщины, способные стать лидерами».
О причинах появления Ким Е Чжон, — а именно об успешном давлении Трампа на корейского диктатора, — разумеется, CNN не говорила.
Между тем Ким Чен Ын вовсе не собирался договариваться, и, что не менее важно, в этом вовсе не был заинтересован китайский лидер Си Цзиньпин, которому удобно всегда иметь КНДР в качестве инструмента для шантажа. Ким Чен Ын всего лишь собирался делать вид, что он собирается договариваться, а это, согласимся, совсем другое дело.
Вскоре после своего согласия на саммит Ким Чен Ын встретился с Си Цзиньпином — и все пошло наперекосяк. Американские чиновники, явившиеся подготавливать встречу в Сингапур, просто не дождались своих корейских коллег. А замминистра иностранных дел Северной Кореи Хо Сон назвала вице-президента США Майкла Пенса «невеждой» и «глупцом»; а когда Северная Корея с помпой взорвала свой ядерный полигон, то она наотрез отказалась пригласить на это событие специалистов, которые, собственно, и могли бы подтвердить, что произошло что-либо, кроме красивого пиротехнического представления.
Мы часто слышим, что президент Трамп непоследователен и меняет решения. На самом деле он вполне последователен. Он бизнесмен, и в своей внешней политике следует тем же правилам, которые сделали его крупным девелопером. Он наезжает — а потом отступает. Это чистая тактика бизнес-переговорщика.
Лидер Северной Кореи вел заведомо недобросовестные переговоры, точно такие же, как Иран вел с Обамой. Эта стратегия стран-изгоев заточена под существующие политические обычаи Запада. Она заточена под президентов и премьеров, которые готовы подписать любую бумажку, только чтобы ее подписать.
Трамп, однако, не политик. Ему не нужна бумажка. Ему нужна сделка. Если переговоры ведутся недобросовестно, то сделку отменяют. А отмена сделки, в свою очередь, есть лишь тактический шаг для новых переговоров, которые тут же предложил пошедший на попятную Ким Чен Ын.
Трамп показал, что он принимает решения не как бюрократ, а как бизнесмен. Жалко, правда, что как бизнесмен Трамп четыре раза объявлял свои компании банкротами.
Спасибо, теперь на почту вам будут приходить письма лично от редакторов «Новой»