СюжетыПолитика

Договорились

Президент США отменил «историческую встречу» с лидером КНДР. Саммита не будет, а что взамен?

Этот материал вышел в номере № 55 от 28 мая 2018
Читать
Договорились
Фото: Reuters

Письмо сожалений и угроз

Дональд Трамп направил Ким Чен Ыну письмо, в котором, с одной стороны, выразил сожаление, что отмена встречи в верхах — «упущенная историческая возможность» не только для КНДР, но и всего мира; с другой стороны, Трамп напомнил коллеге, что ядерное оружие США гораздо мощнее корейского, и «не дай бог, чтобы нам пришлось его когда-нибудь использовать». Тон письма — одновременно извиняющийся и угрожающий. Американские СМИ сообщают, что президент лично надиктовал текст.

Трамп отмечает, что в Вашингтоне «оценили время, усилия и терпение» северокорейской стороны в подготовке саммита. Американский президент, которого часть конгрессменов-однопартийцев собиралась выдвигать в номинанты Нобелевской премии мира, пишет, что он все еще надеется «когда-нибудь в будущем» провести переговоры с Ким Чен Ыном. «Вы только напишите или позвоните», — взывает Трамп к лидеру КНДР. Президент превозносит «прекрасный диалог» с лидером КНДР (госсекретарь Помпео встречался с ним в Пхеньяне) и благодарит за освобождение трех американских граждан корейского происхождения, ранее обвиненных в шпионаже и подрывной деятельности.

Ким Чен Ын переходит границы. Наконец-то

В ожидании встречи с Трампом лидер КНДР много обещает Сеулу — на первых в истории личных переговорах

Одновременно президент предупреждает: американская армия «готова как никогда ответить на безрассудные или дерзкие действия» КНДР, а союзники в регионе — Южная Корея и Япония — разделят с Америкой финансовое бремя в случае, если им будет навязана «проблемная ситуация». В Пентагоне объявили, что армия США готова к любой провокации со стороны КНДР, в частности — к новому запуску ракеты. Трамп пообещал, что режим санкций, «самых жестких в истории», будет продолжен, как и кампания «максимального давления» на Пхеньян.

О письме Трампа было объявлено в четверг, через несколько часов после того, как Северная Корея в присутствии двух десятков иностранных корреспондентов из пяти стран, в том числе корреспондента американского телеканала CBS, уничтожила крупнейший (и, возможно, единственный) испытательный полигон ядерного оружия в провинции Хамген-Пукто.

Письмо Трампа стало информационной бомбой, хотя трудности с саммитом и его срыв предсказывался экспертами. В последние недели Трамп и Белый дом выражали разочарованность жесткой риторикой северокорейских чиновников и официальных СМИ и говорили о возможности переноса или отмены саммита.

С другой стороны, во вторник в Белом доме побывал президент Южной Кореи Мун Чже Ин. На переговорах говорилось о важности «исторической встречи в Сингапуре». В Сеуле оценивали вероятность саммита в 99%.

Когда репортеры спросили Трампа, не приближает ли его отказ от саммита к войне, президент ответил в своем стиле: «Посмотрим, что произойдет» (Well, we'll see what happens). А еще Трамп заявил, что знает, «что именно пошло не так», почему власти КНДР изменили миролюбивый тон. «Когда-нибудь я вам расскажу, вы сможете написать об этом в книге», обещал президент «белодомовскому» пулу.

Иду на Ын

Как лидер КНДР стал самым эффективным политиком мира

Кто виноват?

В обострении взаимной риторики американские СМИ быстро нашли виновных с обеих сторон. И это не Трамп или Ким Чен Ын.

Встречу сорвало окружение: версия, основанная на предположении, что Трамп действительно отказался от саммита из-за злых чиновников из страны чучхэ. Как сообщают аккредитованные при Белом доме корреспонденты, «последней каплей» стало заявление заместителя министра иностранных дел КНДР Чхве Сон Хи, назвавшей вице-президента США Пенса «политической куклой» (еще более обидные переводы: чучело, болван). Майк Пенс заявил в американских СМИ о возможности повторения в КНДР «ливийской модели», если Пхеньян не откажется от ядерного оружия. Еще ранее словосочетание «ливийская модель» в отношении КНДР применил советник президента Джон Болтон.

Северокорейская дипломатка прокомментировала слова Пенса в оскорбительном тоне: «Как человек, вовлеченный в контакты с США, не могу скрыть своего удивления такими невежественными и глупыми замечаниями, льющимися из уст вице-президента США». И еще —

«Встретимся ли мы в зале переговоров или столкнемся в ядерной схватке — все зависит от решения и поведения Соединенных Штатов».

Трампа эти слова задели.

В среду поздно вечером и в четверг утром в Белом доме прошли встречи в очень «узком кругу»: Трамп, вице-президент, госсекретарь, советник по нацбезопасности, глава аппарата сотрудников администрации. Трамп связался также с министром обороны Джеймсом Мэттисом.

Позже госсекретарь Майк Помпео, выступавший на слушаниях в Сенате и там зачитавший письмо Трампа, объяснил законодателям, что, мол, Болтона с его «ливийской моделью» «неправильно поняли», советник имел в виду не кровавый мучительный конец Муаммара Каддафи, а всего лишь отказ ливийского диктатора от ядерного оружия в обмен на отмену санкций — решение, которое тогда «приветствовал весь мир». Помпео также сообщил законодателям, что в течение последних 5–10 дней КНДР перестала работать над подготовкой саммита и отвечать на запросы американской стороны. Госсекретарь заявил, что надеется, что встреча, несмотря ни на что, может состояться…«через 6, 8 или 12 недель».

В Белом доме добавили: кроме оскорбительной риторики в адрес вице-президента США, КНДР угрожала выйти из переговорного процесса из-за ежегодных военных учений США и Южной Кореи.Эти регулярные учения стали предлогом для отказа Пхеньяна от продолжения переговоров с Южной Кореей. Кроме того, КНДР не прислала в Сингапур команду по подготовке саммита и перестала отвечать на звонки и телеграммы американских чиновников. В администрации Трампа такое поведение партнеров образно назвали «дорогой невыполненных обещаний».

Фото: Reuters
Фото: Reuters

Еще одна версия — виноват Китай и его торговые противоречия с США. Китай — главный партнер и спонсор северокорейского режима — использовал свое влияние, чтобы убедить Кима не форсировать улучшения в отношениях с Вашингтоном. На встрече с президентом Южной Кореи Мун Чжэ Ином Трамп отметил, что Северная Корея «изменила тон» в отношении Соединенных Штатов после неожиданной встречи лидеров КНР и КНДР в городе Далянь две недели назад. Американский президент назвал главу КНР Си Цзиньпина «игроком в покер мирового класса» и предположил, что китайский лидер подтолкнул младшего и менее опытного в политике Кима-третьего к более жесткой линии, чтобы укрепить позиции Китая в торговых переговорах с Соединенными Штатами. «После этой встречи мы увидели от северокорейских представителей другое отношение к себе. Я не могу сказать, что я доволен этим», — заявил Трамп в Белом доме коллеге из Южной Кореи.

Девелопер и диктатор

Трамп ведет переговоры как бизнесмен, что поставило в тупик Ким Чен Ына

Южная Корея и Сингапур первыми выразили сожаление в связи с решением Трампа и выразили надежду на продолжение диалога. Затем похожая реакция поступила из Лондона и других мировых столиц.

Реакция американского Конгресса оказалась предсказуемой. Республиканцы высказались за продолжение максимального давления на северокорейский режим с целью добиться от КНДР «действительного отказа» от ядерного оружия.

Сенатор Том Коттон из Арканзаса похвалил президента за то, что «Трамп выявил мошенничество со стороны Ким Чен Ына».

Демократы критикуют президента за то, что решение о саммите было непродуманным, а встреча оказалась неподготовленной. Сенатор Билл Нельсон из Флориды: «Мы наблюдаем отсутствие должной подготовки президента к встрече с тоталитарным лидером Северной Кореи, подобное мы уже видели в его отношениях с лидерами КНР и России». Одно из либеральных СМИ, комментируя скандал вокруг слов о «ливийской модели» для КНДР, вынесло администрации следующий вердикт: «Дилетант в окружении ястребов».

Ким Чен Ын и президент Южной Кореи договариваются о мире

Фотография

Памятная монета

В Вашингтоне к встрече Трампа и Кима напечатали памятную монету с профилем двух лидеров на фоне национальных флагов и линии границы, разделяющей две Кореи. Несмотря на срыв саммита, монета будет выпущена, заявили в магазине официальных сувениров при Белом доме. Правда, теперь ее можно приобрести со скидкой. Первоначально она стоила $24.95, сейчас ее временно «уценили» до $19.95. Если встреча не состоится, все желающие могут вернуть покупку или отказаться от заказа, они получат деньги обратно. Однако подавляющее большинство покупателей решили сохранить монету — как часть современной истории, независимо от того, договорятся или нет Трамп и Ким.

Срыв саммита ожидался: если не от Трампа, то от Ким Чен Ына. Встреча в Сингапуре стала бы «политическим чудом», а теперь американская администрация создала очередную «ситуацию неопределенности», чреватую взрывом. Как полагают многие американские политологи, можно надеяться на лучшее, если лидеры двух стран начнут диалог, но одновременно надо быть готовыми к худшему: если в воздух будут подняты ракеты.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow