В Армении победила «бархатная революция», устроенная сторонниками Никола Пашиняна. Под давлением массовых уличных протестов, продолжавшихся почти две недели, в отставку подал Серж Саргсян — только что избранный депутатами парламента премьер-министром, а до этого 10 лет бывший президентом Армении. Правительство ушло в отставку вслед за Саргсяном, в ближайшее время власть сосредоточится у временного кабмина, а вслед за этим назначат новые выборы.
В разгар протестов спецкор «Новой» говорил с людьми на улицах: осуждая «коррупцию» и «диктатуру», армяне с уважением отзывались о Путине. Российское госТВ не уделяло внимания событиям в Ереване, но публичные лица официальной России поддержали протестующих в Армении в соцсетях.
В связи с резкой сменой власти в Армении, каким будет ее отношение к России? Может ли Армения пойти по пути Грузии времен Саакашвили? Что будет дальше с Карабахом и как США поведут себя с новой властью в традиционной сфере влияния России? Эти вопросы «Новая газета» задала политологу Александру Караваеву, специализирующемуся на изучении постсоветского пространства.
Александр Караваев
политолог, научный сотрудник Института экономики РАН
Отношения с Россией
Отношения Москвы и Еревана это всегда сложный «клубок» юридических документов, односторонних экономических льгот, в том числе на уровне малого бизнеса диаспоры, а также вопросов региональной стратегической безопасности. До последнего времени Армения отказывалась брать арендную плату за военную базу в Гюмри, соглашалась на достаточно глубокое экономическое вхождение российских компаний в свою экономику, а за это получала ряд преференций в области экономики и поддержку армянской диаспоры.
Теперь придется провести аудит всего этого комплекса вопросов так, чтобы это не повредило отношениям. Все понимают: Россию никто не сможет заменить как партнера Армении, и шантажировать этим ее никто не будет.
Кроме того, надо понимать, что между уличными политиками и кабинетными есть дистанция. Уличные могут резко высказываться, например, по поводу российских военных баз. Кабинетные будут действовать гораздо осторожнее, хотя риски есть.
По большому счету, Европа уже переиграла Россию на армянском поле: несмотря на достаточно сильный так называемый «российский вектор», Ереван больше стремится к международным стандартам в образовании и старается перенимать именно европейский опыт. Эти события происходят на фоне «атмосферы европритяжения», которая чувствуется в постсоветских странах.
Евросоюз также готов пойти на многие уступки, например, расширить квоты на армянские товары, но в ответ может потребовать довольно жестких ограничений, а в качестве бонуса предложить новые технологии, которые Москва предложить не сможет.
Что касается США, единственное, что они могут сделать, это попытаться «отнять» у России Армению как союзника, но говорить что-то об этом сейчас — трудно. У США нет в Армении интересов, связанных с нефтегазовыми транснациональным компаниями, как в Азербайджане, а единственные переговоры в формате «Москва-Вашингтон», которые велись — это решение вопроса Нагорного Карабаха. Сейчас же переговоры в таком формате со стороны США сошли на нет.
Отношения с соседями: Грузией, Турцией и Азербайджаном (Карабах)
Об этом сейчас трудно говорить. Мы не можем и близко предположить, кто войдет в состав нового правительства. Именно от них будет зависеть, как будут строиться отношения с соседями.
Если говорить о геополитическом положении на сейчас, то оно более-менее ясно.
С Грузией наболевших политических проблем нет, есть одна макроэкономическая проблема: грузинские транспортные компании завышают цены на доставку армянских товаров, и это выгодно Азербайджану.
Перспектив «потепления» в отношениях с Азербайджаном ждать не приходится. В Карабахском конфликте голос как был, так и остался у Москвы, Кремля.
От ситуации в Нагорном Карабахе будут зависеть и отношения с Турцией. Сценарий сближения, который наметился было тут, поставлен на паузу.