В определенном смысле — первым имя своего преемника в любимом подвале на ул. Чаплыгина произнес сам Олег Павлович Табаков. В сентябре 2016 года, открывая новое здание «Табакерки» на Садовом кольце, он сказал со сцены меланхолично, даже вне сюжета речи:
— В 2000 году во МХАТе было 42% зрителей. Но быстро, при помощи Вовки Машкова, появился спектакль «№13». И играли они этот шлягер, наверное, лет двенадцать. А потом и Гарик Леонтьев, и Женька Миронов стали ныть: «Мы уже старые…» А Машков взял — и поставил все заново.
6 апреля 2018 года народный артист РФ Владимир Машков назначен новым худруком Театра-студии под руководством Олега Табакова. Кажется: среди всех смен руководства в столичных театрах последних лет это — самый естественный выбор, спокойно и радостно принятый труппой и окрестной общественностью.
Владимир Машков — один из любимых учеников Табакова. В 1990-м, когда Олег Павлович поставил в подвале на Чаплыгина «Матросскую Тишину» Александра Галича — один из важнейших спектаклей и «Табакерки», и перестройки — дебютная роль Абрама Шварца, кладовщика, философа, великого отца — мгновенно составила имя выпускнику Школы-студии МХАТ Владимиру Машкову. В 1993-м сам Машков поставит в «Табакерке» другой легендарный спектакль — «Страсти по Бумбарашу», лихой бенефис молодого Евгения Миронова. Далее будут: роль Городничего в «Ревизоре», «Смертельный номер», уже помянутый «№13» — первый зрительский хит МХАТа эпохи Табакова.
Но и в первых киноролях, закрепивших театральную славу («Лимита» Евстигнеева, «Подмосковные вечера» Тодоровского), и в кинорежиссуре (в 2004-м Машков поставит фильм «Папа» по той самой «Матросской Тишине») — он оставался человеком табаковской школы. Той же крови, что театр, руководство которым Машков принял.
— Этот театр — он особенный. Он задуман и создан, и обустроен, и выращен Олегом Павловичем по своему пониманию и созерцанию, — сказал Александр Кибовский, руководитель Департамента культуры Москвы, представляя нового худрука.
«Табакерка»-2018 не находится в кризисе: в последние лет десять-двенадцать театр был отчасти умной лабораторией, где созревали и оттачивали себя такие разные режиссеры, как Миндаугас Карбаускис и Константин Богомолов, ставили Василий Сигарев, Марина Брусникина, Евгений Писарев, Михаил Станкевич, впервые выходили на сцену и набирали силу младшие «дети Табакова» — выпускники его любимой Театральной школы.
Владимир Машков наверняка будет бережен к наследию учителя. Остальное — увидим.
Спасибо, теперь на почту вам будут приходить письма лично от редакторов «Новой»