В ночь после выборов 18 марта мы опубликовали заметку, в заголовок которой был вынесен на первый взгляд риторический вопрос: «Так кто же победил?» Многие из наших сограждан на следующее утро действительно спрашивали об этом Гугл и Яндекс — и так попадали на сайт «Новой газеты». Задача заметки, впрочем, была не в том, чтобы проинформировать читателей о процентах, которые набрали кандидаты. Нужно было подвести первые итоги нашей поствыборной политической ситуации. Ее анализ показывал, что в каком-то смысле на выборах победили все — кроме российских избирателей. Политические силы — от участников «забастовки избирателей» до ультраконсерваторов — после 18 марта как минимум остались при своих.
В высоких процентах Путина все заинтересованные стороны увидели свой собственный смысл. Кто — знак начала реформ, кто — повод для дальнейшего завинчивания гаек, а кто и — возможность показать, наконец, людям, что именно президент несет ответственность за все их проблемы.
За прошедшую неделю ситуация с дележом победы Путина приняла масштабы, близкие к гражданской войне.
Начальники на разных уровнях, разумеется, решили, что победу президента они могут записать на свой счет. Аргументация понятная: ведь именно они «мотивировали», «организовывали» и подвозили людей на участки. Министерства и ведомства сражались на предвыборном фронте как могли — кто-то изыскивал ресурсы, чтобы отложить на вторую половину 2018 года очередную волну поборов с граждан, кто-то ловил опасных экстремистов.
- Этот сюжет начал развиваться сразу после 18 марта, сначала в связи с карельскими силовиками, которые немедленно запросили для главы местного «Мемориала» Юрия Дмитриева 9 лет лишения свободы.
- Тут же активизировался, например, глава Роскомнадзора Жаров, который будет запрещать Telegram и, по всей видимости, готовится заблокировать в России все сервисы американского Amazon, чтобы прикрыть, наконец, интернет-рацию Zello, которой пользуются дальнобойщики.
- А вице-премьер Дворкович вспомнил, что хорошо бы увеличить НДС.
Месседж начальства ясен: мы победили и будем делать с вами все, что захотим.
Все это, конечно, было предсказуемо. Но никто не ожидал, что у российских граждан найдется собственная версия происходящего. Это граждане, а не начальство, голосовали на выборах и избирали президента. Теперь наступило время спросить с властей за оказанное доверие.
В Волоколамске из-за свалки и отравленных детей идут настоящие бунты, которые даже российское телевидение вынуждено называть «справедливым народным возмущением». Сценарий будет тиражироваться: люди, находящиеся на грани отчаяния из-за российского произвола, будут требовать у избранного президента отчета о проделанной работе. Так что «победившему начальству» мало не покажется. Об этом говорит бегство подмосковного губернатора Воробьева из города под прикрытием охраны и стремительное увольнение главы района, который накануне — в ходе переговоров с гражданами — уже получил по голове.
Над Россией 2018–2024 гг. встает образ десятилетней девочки в розовой куртке, которая рукой провела себе по горлу и потом показала пальцем на губернатора Воробьева. В интернете девочка стала мемом и народным героем.
Товарищ Сталин учил, что с победой социализма классовая борьба только обостряется. В той же логике после беспрецедентного успеха властей на президентских выборах политические противоречия в России могут перейти к взрывообразному росту.
Спасибо, теперь на почту вам будут приходить письма лично от редакторов «Новой»