Через два дня после президентских выборов в России возобновился процесс против карельского историка, главы местного отделения «Мемориала» Юрия Дмитриева. Власти обвиняют его в использовании несовершеннолетней приемной дочери для изготовления порнографии.
Дмитриев год провел под арестом в СИЗО, после чего был отпущен под подписку о невыезде. Доказательства вины Дмитриева в деле отсутствуют, что подтверждено несколькими экспертизами, включая те, которые были назначены следствием.
По общей логике российского правосудия,
если человека перед судом отпускают из СИЗО, это означает, что на него совсем ничего нет. Но когда прокуратура потом требует для обвиняемого 9 лет строгого режима — перед нами попытка реванша.
Кто-то в российских силовых органах и спецслужбах решил нанести обществу, вставшему на защиту Дмитриева, ответный удар.
Новая атака карельских силовиков вряд ли может рассматриваться отдельно от переизбрания Владимира Путина. Даже если все совпадения случайны, люди увидят здесь четкую причинно-следственную связь. Президент был избран, и силовики больше не боятся возмущения людей. Кажется, силовики считают, что это не Путин, а они сами победили на этих выборах, и высокие результаты дают именно им, а не президенту, карт-бланш на любые манипуляции с гражданами.
Но с политической точки зрения все может обстоять прямо противоположным образом. В победе Путина каждая группа увидела свои возможности. Так, Ксения Собчак, представляющая новую генерацию «системных либералов», завершив кампанию, подала избранному президенту прошение о помиловании 16 политзаключенных, включая такие знаковые и проблемные для властей фигуры, как Олег Навальный и Олег Сенцов. Карельские силовики, соответственно, решили работать в противоположном направлении и действовать в соответствии со своим пониманием текущего политического момента.
И вот Путин идет на четвертый срок, а Дмитриев — на первый.
Предыдущие шесть лет (если не больше) граждане России предпочитали различать президента и его бюрократический аппарат — первый, дескать, часто не знает, чем занят второй. Бояре плохие, и до президента нужно это донести. По этой логике работали и прямые линии, и пресс-секретарь Песков («президент в курсе проблемы»).
После выборов 18 марта, воспринятых и госаппаратом в качестве беспрецедентного триумфа, зазор между президентом и его «боярами» с неизбежностью будет сокращаться.
76% голосов «за» означают, что президент сегодня больше, чем когда-либо, несет персональную ответственность за все, что происходит в стране.
Так что с историком Дмитриевым силовикам, возможно, не стоит проявлять слишком большую инициативу.
Спасибо, теперь на почту вам будут приходить письма лично от редакторов «Новой»