Колонка · Политика

Главный итог выборов в Чечне: не пострадал ни один из наблюдателей Навального

Они «расчеченивают» Чечню, приближают ее к России

Ольга Боброва , редактор отдела спецрепортажей
Накануне выборов Алексей Навальный разместил на своем сайте информацию о том, что готовит к отправке в Грозный десант — «53 добровольца, желающих понаблюдать за выборами в Чечне». Переговорив с участниками этой группы добровольцев, а также с организаторами мероприятия, «Новая» выразила серьезные опасения, касающиеся предстоящей поездки. Из разговоров с участниками затеи следовало, что они не понимают опасности стоящей перед ними задачи и едут в Грозный примерно как на выборы в Подмосковье — без поддержки «на земле», без подготовки плана действий на случай критической ситуации, без предоставления списка наблюдателей в ЦИК. Выяснилось также, что «Яблоко» и КПРФ, предоставившие наблюдателям из штаба Навального свои направления, не были уведомлены, что с этими направлениями люди поедут в Чечню. Сам Алексей Навальный при этом в Чечню не собирался, туда ехали только добровольцы, «взрослые и подготовленные».
После выхода публикации поднялся шум: многие сторонники Навального поспешили обвинить «Новую» в том, что мы своей публикацией создаем угрозу безопасности наблюдателей в Чечне. Однако была и другая реакция, гораздо более важная: Рамзан Кадыров публично дал гарантии безопасности наблюдателям от Навального.
Сразу после нашей публикации «Яблоко» запросило списки наблюдателей, которые едут в Чечню. Штаб Навального эти списки не предоставил, и тогда «Яблоко» заявило о том, что отзывает свои направления.
«Мы полагаем, что этим гражданам, рекомендованным в наблюдатели, недостаточно известно о печальной специфике региона, где, к сожалению, очень нередки случаи угрозы жизни и здоровью любых независимых активистов, и прежде всего тех, кто не имеет соответствующих знаний и длительного опыта работы», — говорилось в заявлении штаба «Яблока». В этот момент значительная часть активистов уже находилась в Грозном. В инстаграме «Наблюдатели в Чечне» они разместили фото: 25 человек на фоне старой мечети Грозного. Написали: «Постараемся завтра постить сюда всю актуальную информацию о том, как протекают выборы в «самом спокойном регионе планеты».
Гарантии Рамзана Кадырова — очень серьезная вещь с точки зрения безопасности. Однако она вовсе не означает, что неприятностей не будет вовсе.
То, что «взрослые и опытные» наблюдатели встретили в Грозном совсем не то, к чему привыкли, стало ясно, когда в день голосования они стали звонить мне и Лене Милашиной — мы опубликовали свои телефоны на сайте «Новой» ровно на случай возникновения критических ситуаций.
- «Мы только завтра улетаем, но я, если честно, уехал бы уже сейчас. У меня напарник спокойный, как удав — но и он, по-моему, уже хочет уехать». - «У нас билеты на завтра только. Мы хотели по городу погулять, но теперь не стоит, наверное». - «А здесь у них всего один аэропорт?» - Кто-то оказался без денег, и слава богу, что в комиссиях кормили: «Они странные люди, эти чеченцы. Сначала в пятак бьют — а потом зовут обедать». - Кто-то просил связать с адвокатами, чтобы проконсультироваться на предмет выборного законодательства.
Большинство из тех, кто нам звонил, были фактически подростками — 20—21 год.
Список нарушений, зафиксированных наблюдателями, вполне ожидаемый. Где-то были замечены «карусельщики», где-то члены избиркома попытались выдать избирателю дополнительные бюллетени. При попытке снимать эти нарушения полицейский попытался отнять камеру. Были, конечно, угрозы: «УИК 376. Два представителя комиссии загородили мне собой обзор к урнам и настойчиво предлагали выпить вина и поехать в горы после выборов». «На УИК 391 врачи голосовали по заявлениям по месту нахождения. Их не было ни в списках голосования, ни в списках неучтенных. По звонку приехал председатель ТИК, я пытался разобраться в ситуации, но мне начали угрожать незнакомые люди». «Меня толкнул и ударил председатель».
Порядок на участках в этот день контролировал спикер чеченского парламента Магомед Даудов. Он лично выезжал на конфликты, на один из участков привез даже представителя ТИК, чтобы тот разъяснил наблюдателям выборный закон.
В районе полуночи, когда был закончен подсчет голосов, наблюдатели сообщили о том, что собрались с товарищами и организовано возвращаются в хостел.
Этот день выборов в Грозном увенчался двумя важнейшими результатами. Во-первых, на некоторых участках силами наблюдателей была установлена реальная явка. Вот, например, УИК 427, улица Яблочная — 35%. УИК 386, улица Батыжева — 36%. При этом официальная явка по Чечне превысила 83%.
Действительно, для целой Чечни несколько «чистых» участков — это капля. В Грозном живет всего триста тысяч человек, а в Чечне полтора миллиона; по Чечне — 475 участков, а наблюдатели Навального даже не «закрывают» всех участков в Грозном.
Но цена вот этих нескольких честных протоколов — ужасно высока. Они доказывают нам, что и в Чечне такое возможно. Они «расчеченивают» Чечню, приближают ее к России.
Ну и во-вторых (а, наверное, в главных) — в ходе вчерашнего голосования в Грозном не пострадал ни один из наблюдателей.