Председательница партии «Яблоко» Эмилия Слабунова и руководитель штаба Николай Рыбаков. Фото: Евгений Курсков
В «Яблоке» утверждают, что это была самая интенсивная избирательная кампания за последние 15 лет. Без пояснений в это трудно поверить. В отличие от Навального и Собчак, не покидавших новостные ленты, фамилию и лицо Григория Явлинского в них нужно было искать.
Руководитель штаба Николай Рыбаков рассказывает, чем эта предвыборная гонка отличалась от предыдущих:
— Мы не закупали платное время на телевидении, просто ноль. Мы очень немного купили эфиров рекламных на радио, только на «Эхе Москвы». Мы почти не закупали билборды в стране. Мы сделали упор на традиционные способы донесения информации и содержательный разговор с людьми. В кампании участвовали почти 20 тысяч волонтеров. Мы распространили 33 миллиона 876 тысяч 755 экземпляров газет. То есть мы в четыре раза увеличили количество человек, с которыми у нас есть персональный контакт.
Логистику продумала команда новичков под руководством Максима Каца.
«Давно не помню такой насыщенной работы. Мы раздали 800 тысяч газет!» — поддержала Рыбакова председательница красноярского «Яблока» Оксана Демченко во время сеанса видеосвязи с регионами. Почти все собеседники сообщали о высокой явке в своих субъектах. «Идея бойкотировать выборы провалилась, — заявил Рыбаков после очередного включения. — У сторонников Алексея Навального еще есть три с половиной часа, чтобы проголосовать за Григория Явлинского». На его беду в зале была представительница штаба забастовки избирателей. «Вы считаете нашу идею провальной, но ваш собственный кандидат, судя по его роликам, согласен на 10 процентов», — возразила она. Рыбаков назвал реплику активистки провокационной.
— Сегодня не решается, кто завтра будет президентом России, — позже объяснил Рыбаков корреспонденту «Новой газеты». — На старте кампании мы понимали, что догнать человека, который в начале кампании уже находится на финише, невозможно. Возможно изменить его политику после дня голосования. Мы считаем, что десять процентов за Явлинского заставят Путина эту политику изменить. Десять процентов за Жириновского или Грудинина не заставят.
А если будет 10 процентов за Явлинского, то Путин вынужден будет прекратить войны, прекратить противостояние с миром, решать внутренние проблемы.
Десять процентов за Явлинского — это шанс свободы и продолжения политики для тех людей, которые сейчас призывают к бойкоту.
У пресс-секретаря «Яблока» Игоря Яковлева уже нет сил радоваться рекордным тиражам газет. Вместе с Явлинским он за полтора месяца проехал полтора десятка регионов.
— Мне кажется, мы сделали важную работу. Мы провели самую масштабную агитационную кампанию. Да, немного олдскульную, но мне кажется, что мы будем услышаны. Я надеюсь, что нас поддержат гораздо больше людей, чем на выборах в Госдуму. Но я боюсь, что этот результат не будет должным образом оценен. Это очень деморализует наших сторонников. Участие людей в кампании в качестве агигаторов, наблюдателей — это важная работа, которая приближает нас к прекрасной России будущего. И если результат покажется людям не таким, какого они ждали, и они опустят руки — это будет самая большая проблема. Ведь это лишь этап на пути к большой и важной цели.
Яковлев вступил в «Яблоко» старшеклассником в ноябре 2003 года. Через две недели партия проиграла выборы и не переизбралась в парламент. С тех пор он пережил десяток избирательных кампаний разного уровня. И, очевидно, готов к следующим. Для Явлинского же эта кампания может быть последней. Хотя в партии предпочитают думать, что следующие выборы состоятся раньше, чем через шесть лет.
— Вот кто точно относится к этим выборам как к последним — это Путин, — ехидничает Николай Рыбаков.
«Горячая линия». Фото: Евгений Курсков
Бывший лидер московского молодежного «Яблока», а теперь член регионального совета столичного отделения Кирилл Гончаров более открыто признает промахи партии, но связывает их с системным проблемами российской политики.
— Мы кампанию вели фактически месяц. Да, есть проблема с деньгами. Да, мы не очень активны в интернете. Хотя это не сильно изменило бы картину. Сколько, ты говоришь, у Собчак, которая вела твиттер, инстаграм? На процент больше? Есть фундаментальные проблемы, которые с «Яблоком» никак не связаны. Невозможно опустить человека в море, не дав ему акваланг, и надеяться, что он выплывет живым. Мы ныряли без акваланга. А кому-то дали акваланг в руку и сказали: «Обязательно плыви». Навальный сейчас рассказал, что Собчак призналась ему, что ей предложили крупную сумму денег за участие в выборах (Собчак это опровергает. — Ред.). Явлинскому такое никто не мог предложить. Он пошел во всю эту историю сознательно. Чтобы сказать своим избирателям, что они не одиноки. Они ждали его выдвижения, он не мог их бросить. Он в Челябинске собрал полный зал — хотя где Челябинск и где демократические ценности. У Навального нет поддержки тех, с кем встречается Явлинский. Навального хорошо знают блогеры, рэперы, креативщики. А Явлинский встречается в том числе с пожилыми людьми, с людьми, которые не смотрят ютуб. Навальный не нашел бы с ними язык. И то, что он призвал своих сторонников, умных и ярких людей, бойкотировать выборы, — это стратегическая ошибка, которая ударит не по Явлинскому, не по Собчак, а по демократическому движению в целом. Это большая беда.
Гончаров сокрушается, что нынешнему избирателю важно, чтобы кандидат умел плеснуть водой, умел прокричать что-нибудь во время дебатов. «Такая формация, такие правила. А Явлинский — человек, для которого смысл важнее формы».
Когда после обработки 30% бюллетеней появились первые результаты, разговоры в коридорах и кабинетах здания на Пятницкой были паническими:
[object HTMLElement]
Затем последовало принятие:
— Ладно, это такая страна. Разве можно в такой стране политикой заниматься. Надо ловить, что можно, и сваливать.
И, наконец, логичное:
— А что, были какие-то иллюзии? При такой-то истерии, что кругом враги.
— Я знаю, что сегодня очень много молодых людей впервые голосовали за Явлинского. Он заставил их поверить в перемены и привел на участки. Напишу ему сейчас, чтобы обратился на брифинге к молодым, как Хилари Клинтон: не расстраиваетесь, не опускайте руки, — придумал Гончаров.
— И сколько уже раз ты себе так говорил?
— Постоянно говорю, — соглашается Кирилл. — Но я всегда вспоминаю фразу Явлинского: «Не стыдно быть в меньшинстве, стыдно быть в стаде».
Кандидат прибыл в штаб к 23:00, последовал совету Гончарова и поблагодарил молодых людей, которые его поддержали. Он также напомнил, что партия подготовила подробнейшую программу вывода России из экономического тупика, о чем у власти нет никаких представлений. Будущее, добавил он, могут построить только люди, готовые рисковать. «Это наша страна, и мы ее никому не отдадим», — заключил Явлинский. Зал аплодировал.
По данным ЦИК, по состоянию на 1:55 (мск) 19 марта Григорий Явлинский набирает 0,97% голосов.
Спасибо, теперь на почту вам будут приходить письма лично от редакторов «Новой»