Сюжеты · Политика

«…И добить депутатов из автоматов»

Саакашвили, Рубан, Надежда Савченко – число потенциальных организаторов государственного переворота в Украине продолжает расти

Ольга Мусафирова , собкор в Киеве
Фото: Петр Сивков / ТАСС
В последние дни силовики то и дело срывают преступные планы, спасая столицу Украины от кровопролитий. Политолог, близкий к Администрации президента Порошенко, объясняет читателям влиятельного интернет-издания, чего удалось избежать, в колонке под заголовком «Если бы война в Киеве таки началась». Генеральный прокурор обещает - сказка впереди, пока только присказка. То есть, грядут новые разоблачения и аресты.
Граждане, которые долго требовали справедливых судов и наказаний виновных, начиная с расстрелов на Майдане, даже обескуражены: число «волков в овечьих шкурах» растет. Впредь под подозрение рискует попасть любая мирная акция протеста. Поставить на ней клеймо будет проще. Кто поручится за лидеров, которые «втемную» решат использовать ядерный потенциал? Кто даст гарантию, что в недобрый час не снесет крышу самому потенциалу?
Четыре года боевых действий на Донбассе и безграничной гибридной агрессии со стороны России сделали украинское общество недоверчивым и решительным одновременно. Недаром же в числе главных вызовов для страны президент Порошенко назвал «атаманщину, махновщину и хаос». У власти осталось немного вариантов для маневра. Либо поймать и предъявить гибридно внедренных врагов плюс неоспоримые доказательства преступлений – и нет гарантий, что ударной волной не снесет с постов многие постмайдановские фигуры! – либо постоянно применять силу, чтобы удержаться до выборов.
На рассвете 3 марта жестко зачистили городок сторонников Саакашвили, стоявший под Радой с осени. По словам Генпрокурора Луценко, правоохранители получили информацию о боеприпасах, припрятанных под брезентовыми пологами палаток, где находились экс-бойцы батальона «Донбасс».
Юрий Луценко. Фото: Даниил Шамкин/ТАСС
Экс-комбат Семенченко, ныне народный депутат, был обвинен в том, что основной груз взрывоопасных предметов он, пользуясь иммунитетом, исключающим досмотр, успел перенести в сумках в гостиницу.
К обитателям палаток киевляне относились скептически: не все то Майдан, что шумит! Но вообразить, что десяток мужчин, пусть и с боевым опытом, вдруг бросятся штурмовать парламент с кличем «За Родину! За Мишу!» тоже не могли. Тем более, накануне Рада приняла в первом чтении закон об Антикоррупционном суде – выполнила одно из базовых требований протестующих.
Еще не остыли споры «Что это было и зачем?», как на линии разграничения, на КПП «Майорск», задержали руководителя Центра освобождения пленных «Офицерский корпус» Рубана, одного из самых известных переговорщиков с сепаратистами.
Как сообщил глава СБУ Грицак и подтвердила видеосъемка, Рубан перевозил с неконтролируемых территорий целый арсенал: автоматы, взрыватели к минам, снаряды и даже миномет 80 калибра.
Арестованный называл все произошедшее с ним подстроенной провокацией. В зал суда, где выбирали меру пресечения для Рубана, пришла народный депутат Надежда Савченко, чтобы объявить: намерена взять руководителя «Офицерского корпуса» на поруки, поскольку никогда не сомневалась в его порядочности и патриотизме. Савченко опоздала, суд принял иное решение, и она улетела по депутатским делам в Страсбург. Эксперты, уже привычно произнося слова «подготовка терактов», ломали копья вокруг миномета: это не граната, в кармане или сумке не пронесешь. И возможных стрелков под Радой разогнали… Не в Киеве же из него собирались стрелять?!
«В Киеве!» — подтвердил 15 марта генпрокурор Луценко на сессии законодательного органа страны. Рубан сместился на задний план. Человеком, который «лично вербовал, планировал и давал указания, как провести теракт здесь, в Верховной Раде, забросав гранатами правительственную ложу, минометами обрушив стеклянный купол здания и добивая тех народных депутатов, кто выжил, из автоматов», назвали Надежду Савченко. Луценко внес представления на снятие с нее депутатской неприкосновенности и на арест. В официальном обращении на имя председателя Рады указывалось, что «материалы, которыми подкрепляется представление, изложены в одном томе на 174 страницах». Савченко и Рубана, утверждают источники, «вели» в течение последних десяти месяцев, позволяя им максимально проявиться в качестве «засланных казачков».
Пока Генпрокурор открывал глаза членам парламента (речь шла, ни много ни мало, об организации военного переворота), Надежда отвечала на вопросы журналистов в другом месте. После пререканий с прокуратурой насчет повесток она приняла решение досрочно вернуться домой ночным рейсом из Страсбурга. И еще до допроса в СБУ – в качестве свидетеля, как сама подчеркнула! – собрала брифинг прямо у входа в здание Службы в Аскольдовом переулке. Здесь же находится изолятор временного содержания, где в декабре прошлого года провел некоторое время Саакашвили.
Первым делом Савченко заочно обратилась к президенту Путину: «Отпустите всех украинцев (политзаключенных из тюрем в РФО.М.), заберите своих 20 россиян!»
Вспомнила о тайнах Майдана: «Луценко надо было стать Генпрокурором, чтобы не отвечать за свои преступления. Он призывал с трибуны (Майдана) идти в наступление, обещал, что будет оружие. Я видела, как приехал синий микроавтобус и оттуда вышли люди с оружием. Эти люди сейчас находятся в парламенте. Я видела, как Парубий заводил снайперов в гостиницу «Украина»…» И в обычной своей манере завершила: «Украинцы, задайтесь вопросом, — кто хоть раз не думал уничтожить, снести эту власть, как призывал Майдан? Кто не думал взорвать Банковую (улица, где находится здание Администрации президента УкраиныО.М.) или Верховную Раду? Мы что, живем в 37-м году, в сталинских временах, когда это (видимо, имелось в виду «мысль об этом»О.М.) является преступлением? Об этом нельзя говорить на улице? В соцсетях гуляет запись, что 98 процентов украинцев помогли бы Рубану «разгружать мебель»!»
Журналисты остались караулить Надежду: мало ли чего… Она вышла в боевом настроении: « За хорошие обвинения в военном перевороте мне, как офицеру, не стыдно. » И отправилась на работу, в Раду. Там Савченко уже разыскивал обеспокоенный спикер Парубий…
Надежда Савченко. Фото: РИА Новости
Надя попросила прощения: «Я сказала, что «Парубий заводил снайперов в гостиницу»? Публично приношу извинения. Я имела в виду не Парубия, а Пашинского!» В тот же день ее вывели из состава комитета по вопросам национальной безопасности и обороны, который возглавляет Сергей Пашинский. Почему депутат так долго молчала о преступлениях непосредственного шефа, осталось за кадром. Зато стало известно: допуска к документам, касающимся государственных секретов, члена профильного комитета Савченко лишили еще год назад, после ее, на пару с Рубаном, самовольной поездки на неподконтрольные территории.
Пресса сопровождала Надежду неотступно, как в первые дни после ее возвращения из плена в России. Такого внимания к себе Савченко-ньюсмейкер не испытывала давно…
Впрочем, на работе Надежда пробыла недолго. Есть видео, как в сопровождении двух депутатов, в прошлом АТО-шников в роли конвоя, женщина покидает сессионный зал. Официальный комментарий о том, что поведение Савченко несло определенную угрозу безопасности окружающих, не прибавил ясности. Зато многие СМИ цитировали «утечку» информации: в дамской сумочке Нади в тот момент находились гранаты и два пистолета… Сама Савченко отшутилась: читайте, мол, больше фантастики. У Рады есть пять дней на изучение вопроса и принятие решения – дать ли прокуратуре возможность арестовать Героя Украины.
Хотя героиня скандала предупредила, что «рассказала в Европе всю правду о коррупционере Порошенко» и теперь готова вернуть звезду героя, полученную из его рук.
Вечером Савченко переходила с эфира на эфир, повторяя вариации сказанного. Особо запомнился тезис: «Украинцы уже сильнее ненавидят свою власть, чем ее ненавидят в Кремле». Судя по драматургии, разоблачение заговора завербованных потянется дальше, хотя подобные выпады по отношению к президенту и его политическим партнерам пока не позволяли себе вслух ни руководители Оппозиционного блока, ни Юлия Тимошенко, ни, тем более, осторожный кум Путина и участник гуманитарной группы на переговорах в Минске Виктор Медведчук. Выстрел пистолета – стартового – уже прозвучал. До выборов остался год.
И еще о побочном эффекте, вызванном Надеждой Савченко. Теперь на любого украинского политзаключенного в России, чьей свободы добивается гражданское общество, может пасть подозрение в измене и вербовке.